Занятия по монтессори в домашних условиях для ребенка 1 год

Содержание

Предлагаем вам подборку развивающих игр по методике Монтессори. Мы уже писали, что особенного в развитии детей по методике Монтессори, а теперь вы сами можете убедиться, как действенно она работает.

Упражнение для малышей по методике Марии Монтессори в первую очередь направлены на развитие моторики у детей, которая станет необходимым фундаментов для правильной речи и письма ребенка. Главный принцип — ребенок самостоятельно решает, когда игра начнется, а когда закончится.

Игры для раннего развития детей от 1 до 2 лет по системе Монтессори увлекут вашего малыша надолго, к тому же, они необычны тем, что не требуют каких-то особенных игрушек — игрушками могут быть все предметы в доме. Подборка заданий по методике педагога Марии Монтессори наверняка понравится и вам, и ребенку, а возможно, вы придумаете и свои варианты.

Игры по методике Монтессори для детей 1-1,5 года

Игра на скорость. Вам понадобятся мягкие помпоны (подойдут и отрезанные балабоны от старых шапок) и пластиковая емкость с небольшим отверствием. Ребенок должен сложить все помпоны через отверстие в контейнер как можно быстрее.

Собираем палочки от леденцов. Поначалу такое задание по методике раннего развития может показаться малышу слишком сложным, но попробовав раз, он захочет повторять ее снова. Подготовьте несколько палочек от леденцов, либо замените их ватными палочками, а также небольшую банку с крышкой, в которой предварительно проделайте несколько дырок. Задача ребенка — собрать все палочки в банку, просовывая их через дырочки в крышке.

Нанизываем катушки. Разложите перед ребенком катушки от ниток. Пусть малыш длинной палочкой пытается попасть в каждую из них поочереди и поднять. Чтобы усложнить задачу, можно предложить ребенку переносить таким образом катушки из одной кучки в другую. Это будет отличным началом серии игр, направленных на подготовку малыша к самостоятельному завязыванию шнурков. Больше идей, как научить ребенка завязывать шнурки, читайте по ссылке.

На подобную цель направлена и игра, где ребенок проверяет, как пролазят шнурки сквозь дырочки дуршлага, могут ли они пересекаться или запутываться. 

занятия по монтессори в домашних условиях для ребенка 1 год

Забавы по системе Монтессори для детей в 1,5 года

Пишем и рисуем. Для полуторагодовалых детей интересной игрой станет веселое и необычное рисование на магнитной доске. Главное здесь — поощрять ребенка. Во время рисования малыш тренируется держать карандаш и управлять им, а также развивает воображение. Вы можете предложить ребенку помочь вам и вместе составить список покупок: вы на своем листике, а малыш — у себя на доске.  

Учимся различать буквы. Для домашних игр с буквами вам подойдут магнитные буквы на холодильник, различные карточки, печенье или даже желейки в виде букв, которые вы можете сделать сами. Пусть ребенок начнеть с тех букв, из которых состоит его имя. Продолжайте такие игры Монтессори и во время прогулок, и даже при походе в магазин: пусть малыш находит знакомые ему буквы в разных надписях. Постепенно усложняйте игру, добавляя новые буквы. 

Игра с запахами. Подготовьте по две небольшие баночки с разными специями, например, паприка, тмин, корица и мускатный орех. Расставьте их в хаотичном порядке и пусть малыш отыщет баночки с одинаковыми запахами. Если такая игра по методике Монтессори покажется ребенку сложной, начните с того, что во время готовки еды предлагайте понюхать разные продукты и специи, чтобы способствовать развитию обаняния и понять, как разные запахи влияют на малыша.  

Как это звучит. Какому ребенку не нравится отбивать такт черпаком по кастрюле или по сковородке, трясти пластиковыми бутылками с камушками или монетками, либо же играть на музыкальных инструментах из игрушечного оркестра? Ведь главное — создавать звуки, а дети это любят! И чем большим будет это разнообразие инструментов и видов музыки, тем острее станет слух ребенка к звукам внешней среды. 

Тактильная игра. Сделайте небольшую доску с шероховатыми и гладкими частями, приклеив на деревянный брусок поочередно наждачную бумагу и гладкий паралон. Ощупывая разные поверхности, ребенок сможет научится ассоциировать их с понятиями «гладкий» и «грубый». Такое задание очень полезно для сенсорного развития малыша.   

Игры Монтессори для детей 1,5-2 года

Разноцветная карусель. Для этой игры Монтессори взрослый делает  разноцветный круг из картона, подписывает каждую из цветных ячеек и закрашивает соответствующими цветами прищепки. Задача детей — найти и соединить прищепку и ячейку на круге одинакового цвета, называя его. 

Распределение по категориям — одно из самых популярных упражнений для раннего развития детей. Можно распределять предметы по цветам. Для этого перемешайте отобранные игрушки разных цветов вместе и пусть малыш разложить их по цветам: желтые, красные, синие и зеленые. Усложнить игру можно тем, что предметы нужно перекладывать не пальчиками, а щипчиками.

Раскладывать предметы можно по категориям «большой» и «маленький». Такое задание по системе Монтессори позволит ребёнку различать предметы по размерам.

Также играть в распределяющую игру Монтессори ребенок может и с игрушечным транспортом, сортируя его по категориям «земля», воздух» и «вода». Если такой вариант вам покажется слишком громоздким, замените игрушки на карточки с изображением транспорта и пусть малыш раскладывает по категориям их.

Сушим вещи. Смысл заключается в том, чтобы ребенок развесил на небольшом отрезке веревки маленькие кусочки ткани. Такая игра отлично развивает «пинцетный» захват, а это пригодится во время обучения ребенка, как правильно держать ручку при письме. 

Практикуем звуки. Обучая детей в возрасте до 2 лет буквам и звукам, отличным помошникам родителям в этом деле станут алфавитные пазлы. Цель игры — правильно поместить каждую букву в соответствующую ей ячейку, при этом называя ее и, например, название животного или предмета на эту букву.

Практиковать звуки и буквы можно даже во время купания. Для такой игры по системе Монтессори взрослый предварительно вырезает буквы из паралона и рассыпает их в воде. Такая игра в ванной станет хорошим поводом приучить ребенка к мытью. 

Игра с пересыпанием. Даже уборку после игры можно превратить в ее продолжение. Подготовьте любое зерно, поднос и два больших мерных стакана. Пусть малыш сначала вдоволь наиграется с зерном: рисует, пишет буквы или ставит отпечатки, а после одним стаканом пересыпет все зерно в другой, не потеряв ни единого зернышка.

Украшения с нанизыванием. Используя нарезанные на небольшие колечка втулки для бумажных полотенец, шнурок и злаковые колечки из сухих завтраков или макароны, предложите ребенку сделать ожерелье и браслет. Больше идей, как ребенку сделать бусы своими руками, смотрите по ссылке. 

Игра по принципу «матрешки». Для этой игры Монтессори подойдут как разные игрушки по принципу «матрешки», так и коробки разных размеров. Принцип забавы простой — собрать все предметы, помещая их поочередно друг в друга от мала до велика. 

Готовим овощи. Полезным и веселым станет задание с овощами. Подготовьте для ребенка пару очищенных морквинок и любых других овощей. Пусть малыш поскребет их щеточкой, чтобы очистить, и уже тогда съест. Вы увидите, сколько гордости будет у ребенка, который сам для себя приготовит такой перекус. Также читайте по ссылке, как еще приучить ребенка есть овощи.

Рисование пальчиками. Игры с рисованием пальчиками развивают фантазию ребенка, мелкую моторику, самостоятельность и любознательность. А еще это хороший способ тренировать цвета. Если взрослый присоединится и покажет, что во время рисования можно и даже нужно пачкать пальчики и ладошки в краске — это поспособствует еще большей вовлеченности малыша во время занятия.

Держим баланс. Наклейте на пол небольшой кусочек скотча или липкой ленты. Задача малыша — пройти по данному отрезку, ступая только на линию и сохраняя при этом баланс тела. Такая игра Монтессори направлена на развитие опорно-двигательного аппарата ребенка.

Эти и другие игры по методике известного педагога Марии Монтессори для детей от 1 до 2 лет способствуют раннему развитию мелкой моторики у ребенка, а это залог правильной речи малыша в будущем. Также упражнения готовят детей к самостоятельным действиям и решениям, помогают не боятся окружающий мир, а исследовать его в мельчайших деталях. 

Смотреть онлайн о методике воспитания по Монтессори в шоу «Все буде добре»

Источник: danaspinkribbon.blogspot.com

Читай также: Раннее развитие по методике Монтессори

Читай также: 10 постулатов по воспитанию детей от Марии Монтессори

Читай также: Обустраиваем дом по методике Монтессори

Воспитание гармоничной личности начинается в раннем детстве — об этом слышали все. Но в связи с этим у родителей возникает самая большая проблема из всех существующих — проблема выбора. И для начала она касается методики обучения малыша. Несмотря на наличие достаточного количества разных приёмов и рекомендаций, наибольшей популярностью пользуются только некоторые из них. В частности, система раннего обучения по Марии Монтессори, которую можно воплотить в домашних условиях.

Суть методики Марии Монтессори

Мария Монтессори — врач, педагог, учёный и автор известной методики обучения детей. Она была первой женщиной в Италии, которая получила медицинский диплом и работала с умственно отсталыми детьми. Разработанная ею в самом начале ХХ века программа основывалась на идее самовоспитания ребёнка. И каково же было удивление её коллег, когда обучающиеся по её методике ребята с задержкой развития заняли первые места в предметных олимпиадах всего через год после начала занятий, показав более глубокие знания, чем их полноценные сверстники.

Основа подхода Монтессори — ребёнок, познавая мир, должен быть счастлив

После такого успеха Монтессори заслужила мировое признание, а её систему начали применять и для обучения обычных детей.

Внедряя в жизнь метод Марии Монтессори, взрослым нужно понять, что малышу интересно, создать условия для наиболее полного развития и объяснить, каким образом карапуз может узнать больше. Занятия проводятся в специальных зонах (об их комплектации расскажем чуть позже), развивающих те или иные интеллектуально-эмоциональные составляющие личности.

Это интересно! Члены британской королевской семьи Генри и Уильям обучались по методике Монтессори. Также среди выдающихся «выпускников» системы: писатель Габриэль Гарсия Маркес, основатель поисковой системы Google Сергей Брин, идеолог концепции вики, создатель Wikipedia Джимми Уэйлс, а также основатель интернет-компании Amazon.com и владелец издательства The Washington Post Джефф Безос.

Составляющие и принципы системы

Мария Монтессори разработала 12 основных принципов, на которых основана вся система её обучения.

  1. Детей учит то, что их окружает.
  2. Если ребёнка часто критикуют — он учится осуждать.
  3. Если ребёнка часто хвалят — он учится оценивать.
  4. Если ребёнку часто демонстрируют враждебность — он учится драться.
  5. Если с ребёнком честны — он учится справедливости.
  6. Если ребёнка часто высмеивают — он учится быть робким.
  7. Если ребёнок живёт с чувством безопасности — он учится верить.
  8. Если ребёнка часто позорят — он учится чувствовать себя виноватым.
  9. Если ребёнка часто одобряют — он учится хорошо к себе относиться.
  10. Если к ребёнку часто бывают снисходительны — он учится быть терпеливым.
  11. Если ребёнка часто подбадривают — он учится уверенности в себе.
  12. Если ребёнок живёт в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным — он учится находить в этом мире любовь.

По Монтессори дети должны получать максимум знаний из практики

Воспитание по Монтессори предполагает занятия с детьми с рождения и вплоть до школьного возраста. Оно опирается на три основных составляющих.

Составляющие программы Монтессори — таблица

Сравнение с другими методиками развития: Зайцева, Никитиных, Домана, Лупан

Как уже отмечалось, в наши дни существует довольно много систем раннего обучения малышей. Их различия в основном касаются:

  • необходимого материала;
  • места для занятий;
  • роли взрослого.

Сравнение методик — таблица

Достоинства и недостатки системы

Преимуществами методики Монтессори педагоги-практики и родители с опытом называют:

  • самостоятельное развитие малыша (без руководства взрослого, а под его наблюдением);
  • индивидуальный темп личностного роста карапуза (все возрастные рамки для тех или иных видов активности даются приблизительно);
  • удобство формы (вам не придётся выделять специальное время для занятий, работа по системе — это и есть повседневная жизнь);
  • формирование у малыша таких важных качеств, как самодисциплина, организованность, рациональность и т. д.

Для воплощения методики в жизнь совершенно необязательно приобретать дорогие пособия и материалы

К просчётам в методике Монтессори можно отнести:

  • недостаточное внимание к развитию творческой и эмоциональной составляющим личности, перегиб в сторону интеллекта, аналитического, логического мышления;
  • отсутствие сюжетно-ролевых игр, так как они, по мнению автора системы развития, отвлекают ребёнка;
  • упущение, связанное с соответствием задач темпераменту малыша (например, если ребёнок тихий, спокойный, то есть флегматик, то он не будет просить помощи у мамы, тем самым начнёт замыкаться в своих комплексах, вывести из которых не так-то просто);
  • несоответствие атмосферы, царящей дома в процессе работы по системе Монтессори, и традиционной школьной.

Компоненты, необходимые для организации обучения в домашних условиях

Весь процесс обучения построен на взаимодействии ребёнка с обучающим материалом. В его роли могут выступать самые разные предметы: специально приобретённые или сделанные игрушки, карточки, предметы домашнего обихода (баночки, щёточки, крышечки, лоскуты ткани и так далее), книги, геометрические фигуры, объёмные буквы и цифры, краски, пластилин и прочее.

Важным компонентом занятий по системе Монтесори являются музыкальные приветствия. Они позволяют к каждой фразе придумать несложные действия, которые малышу легко и интересно повторять. Это даёт возможность размять ручки и ножки, развивать память, внимательность и наблюдательность.

Материал для обучения несложно сделать самому

Методика Монтессори доступна для воплощения в домашних условиях. Весь необходимый игровой материал можно купить или сделать самостоятельно. А детские песенки легко найти и скачать в интернете. От родителей требуются лишь целеустремлённость и желание помочь своему чаду. И даже если в семье два ребёнка разного возраста, они могут выполнять разные упражнения, но из одной игровой зоны, при этом старший помогает младшему.

Как построить занятия дома?

Чтобы воплотить в жизнь подход Марии Монтессори, родители должны начать с создания подходящей атмосферы, то есть зонирования пространства. Эти зоны заполняются подходящим дидактическим материалом и помогают взрослым поддерживать порядок, а детям хорошо ориентироваться в «игрушках». Кстати, на основе зонирования по Монтессори построена работа в большинстве школ раннего интеллектуального развития ребёнка.

  1. Зона практики. Здесь дети получают элементарные бытовые навыки. В разном возрасте сюда помещают щётки, совки для подметания полов (для годовалого помощника), различные шнуровки, пуговицы для развития моторики (для двухлеток), наборы для чистки обуви, стирки или даже полировки (для детишек старше 3 лет).
  2. Зона восприятия. Все её элементы отличаются формой, цветом, весом и размерами (бутылочки, баночки, кружки, крышки). В этом уголке ребёнок тренирует моторику, тактильные ощущения, а также память и все виды внимания.
  3. Зона математики. Все предметы тут связаны с математикой и призваны совершенствовать навыки абстрактного мышления, а также воспитывать терпение и усидчивость. Материалам могут служить наборы счётных палочек, наборы объёмных геометрических фигур и т. д.
  4. Зона языка — всё, что нужно для обучения чтению и письму. Объёмные буквы, кубики, прописи, азбуки.
  5. Зона космоса знакомит с окружающим миром, а именно с загадками природы, явлениями погоды, культурой разных стран мира. В качестве материала можно использовать фигурки животных, карты, ракушки, камешки, книги и прочее.

Эти 5 зон на самом деле свободно располагаются в одной небольшой комнате. Главное, чтобы всё их содержание было упорядочено и доступно для ребёнка.

Для получения нужного результата взрослые должны грамотно организовать пространство, окружающее малыша

«Уроки» по системе Монтессори нельзя вписать в конкретные временные рамки: малыш должен заниматься тогда, когда у него есть желание. Например, после обеда в субботу вы начинаете уборку в квартире. Карапуз в это время идёт в свой уголок практики и, взяв щётку, помогает вам. Вот и методика в действии!

Ребёнок должен чувствовать свою причастность ко всему, что делают взрослые

Многие родители задаются вопросом: как часто нужно менять вид деятельности? Методисты не отвечают на него однозначно. Всё дело в том, что каждый ребёнок индивидуален, то есть мамы и папы чувствуют, когда карапузу надоело заниматься, например, с шумовым мешочком и пора переходить к работе с кубиками. Только важное условие: начинать новую работу можно только после того, как закончена предыдущая и весь инвентарь водворён на место. Нужно учитывать и тот момент, что для некоторых видов деятельности малышу нужен компаньон, к примеру, для игры в лото. Так что принцип невмешательства родителя не касается совместных игр.

Задача взрослого — не помогать, а наблюдать за тем, что делают дети с тем или иным материалом

Занятия по этой развивающей методике не предполагают каких-то специальных игрушек или пособий. Принципы Марии Монтессори касаются в большей степени организационных моментов, а не содержательных. Тем не менее есть много вариантов создания обучающего инвентаря своими руками. Он различается не только по способу изготовления, но и по возрасту, в котором целесообразно его использовать.

Занятия с малышами до 1 года

Принцип выбора игрушек для карапузов в этом возрасте — чем больше сенсорных ощущений, тем лучше. В общем, подойдёт всё, что:

  • шуршит;
  • шумит;
  • видоизменяется.

Для игры используют:

  • наполненные мешочки для тренировки зрения и тактильных ощущений (для них берём ткань разной фактуры, гладкую или с рисунком, а для наполнителя — крупы, фасоль, пенопласт, маленькие камушки);
  • непустые плотно закрытые флаконы, коробочки и баночки для тренировки слуховых ощущений (в них насыпаем песок, гранулы, гальку и т. д.);
  • бусины, фасоль, макароны — только под присмотром взрослых!

В процессе игры ребёнку должно быть удобно, это касается, прежде всего, одежды, позы и места

Малышу до года интересны свойства предметов, а вот результат не имеет особого значения, поэтому и игры заключаются в:

  • протягивании предмета карапузу (для тренировки пальцевого захвата);
  • назывании того, что в руках (для развития памяти);
  • перекладывании из одной руки малыша в другую.

Эти действия могут сопровождаться детскими песнями или стихами (как в исполнении родителей, так и в аудиозаписи).

Развивающие монтессори-игрушки своими руками для детей до 1 года — видео

Самые лучшие упражнения для детей от 1 до 2 лет

На этом этапе мы не только тренируем моторику пальцев, но и продолжаем развивать сенсорное восприятие, а также даём элементарные представления о порядке.

Материалы и содержание игр

Начиная с 1 года малыш уже может концентрировать своё внимание, активно подражает взрослым и сверстникам, понимает, что какие-то его действия приводят к тому или иному результату. Начинается возраст, когда ребёнку необходимо давать возможность оставаться одному. Но только при условии абсолютной безопасности игрушек, с которыми он играет. Вот несколько полезных игр.

  1. «Секретный сундучок». В большую коробку складываем ненужные флаконы, баночки, коробочки. Важное условие: все они должны закрываться крышками. В каждый предмет положите что-то мелкое (от фасоли до игрушек из «Киндер-сюрприза»). Раскручивая эти ёмкости, ребёнок не только удовлетворит любопытство, но и активно будет развивать мелкую моторику пальчиков.
  2. «Кормилец». Берём пластиковую игрушку (желательно старую, чтоб было не жалко), прорезаем ей рот и предлагаем карапузу покормить тренажёр фасолью, горохом, или бусинами. За счёт того, что мелкий предмет сложно взять пальцами, а тем более просунуть в маленький рот, малыш будет тренировать моторику, глазомер и терпение.
  3. «Волшебный тазик» или любимая игрушка для ребёнка 9–15 месяцев. В относительно глубокую и широкую миску ли таз насыпаем крупы, макароны. Небольшие предметы (каштаны, ракушки, игрушки) «закапываем» в этом содержимом. Задача крохи найти спрятанное. Родители сперва показывают сами, а потом уже позволяют ему играть самому, но под присмотром.

    Кстати, от этой игрушки не стоит отказываться и в более взрослом возрасте: достаточно усложнить задание, например, отыскать все красные предметы или все синие.

  4. «Пересыпака» (игра с крупами) точно увлечёт малыша. Из одной мисочки карапуз должен пересыпать ложкой содержимое в другую. Если есть детская мельница, то засыпание крупы станет ещё занимательнее.
  5. «Пополняем копилку». Берём копилку или банку, сделав в ней прорезь чуть меньше размера монеток или шариков, желудей и т. д. Карапуз должен приложить усилия, чтобы просунуть предмет в баночку. Для усложнения делаем несколько прорезей под разными углами.
  6. «Портной». Детки в 1,5 года обычно довольно быстро учатся резать ножницами. Правда, показывать им нужно на обеих руках — так они быстрее понимают принцип. Игра может быть такой: взрослый держит полосочку бумаги, а карапуз разрезает её. Детишек очень увлекает процесс деления на части неделимого целого. Разнообразить занятие можно двумя кусочками ткани, на одной части которой пуговицы разного размера и фактуры, а на другой — петли, также различающиеся по размеру. Малыши с удовольствием расстёгивают-застёгивают такие тренажёры.
  7. «Лепка». В этом возрасте ребёнка пора знакомить с пластилином: крутить шарики, скатывать колбаски. Что касается непосредственно создания фигурок, то их обязательно нужно лепить с образца (например, картинок, игрушек, чтобы маленький ученик видел конечный результат), украшая и дополняя подручными средствами (спичками, листиками, желудями и другим).
  8. «Водяной». На широком подносе выставляем разные ёмкости. Малыш должен переливать жидкость из одной в другую, можно через воронку. Также можно окунать в воду небольшие кусочки губки для мытья посуды, а затем отжимать их, доставать «со дна морского» камешки, ракушки или бусины.
  9. «Художник». Распечатываем шаблон рисунка, готовим клей и кусочки цветной бумаги. Намазывайте клеем участки, куда нужно определить тот или иной кусочек цветной отделки. Сперва покажите сами, а затем пусть попробует ребёнок.

Занятия по Монтессори направлены в том числе и на развитие усидчивости

Существуют также известные монтессори-игрушки для развития малыша. В этом возрасте подойдут шнуровки (например, в виде ботинка из картона с дырочками для продевания шнурка или сапожка на молнии), «Красная штанга» для создания представления о величине, «Розовая башня» для понимания сути «большой», «маленький», «самый большой», «самый маленький» и «Коричневая лестница», чтобы малыш понял, что значит «тонкий», «толстый», «самый тонкий», «самый толстый».

Деревянные монтессори-игрушки для развития малыша — фотогалерея

Игротека для ребёнка от 2 до 3 лет

Роль взрослого всё больше и больше переходит в наблюдательную позицию. В этом возрасте дети уже понимают, что для достижения какого-то результата нужно чему-то научиться. Этот процесс их неимоверно захватывает.

  1. «Конструктор». Только не покупной «лего». Используйте камушки, кусочки ткани, солому, верёвочки, брусочки из дерева, ракушки. Задача взрослого: предоставить материалы в распоряжение малыша и… наблюдать. А карапуз сам найдёт способ их скомбинировать.
  2. «Пазлы». Берём старые открытки и разрезаем на 2, 3, 4 (в зависимости от возраста) части. Показываем, как можно сложить картинку. Дети с удовольствием подхватывают это занятие.
  3. «Сортировщик». Постепенно приучайте малыша, что, например, шнурочки для связывания картинок лежат в синей коробке, а фасоль для кормления животных — в красной. Так ребёнок будет привыкать группировать предметы по цвету, размеру, способу действия, количеству и т. д.

Можно привлекать деревянные игрушки: «Геометрические фигуры», «Коробка с веретёнами» (коробочка, разделённая на секции для заполнения деревянными палочками, применяется для обучения счёту).

Игры для ребёнка 2–3 лет — фотогалерея

Совместные занятия родителей и детей от 1 года до 3 лет по системе Монтессори — видео

Метод Монтессори для обучения детей от 3 до 6 лет

Работа в этом возрасте по форме отличается от предыдущих этапов, делая ребёнка полноправным членом семьи, который выполняет те же обязанности и имеет такие же права, как и другие родственники.

После 3 лет интерес к практической стороне жизни у вашего чада уже не столь велик. Зато в этот период можно развивать усидчивость и усложнять усвоенные ранее навыки, такие как:

  • уход за собой (не просто почистить зубы, а помыть и убрать щётку, участвовать в приготовлении завтрака, мыть посуду, если не всю, то хотя бы чашку);
  • уборка в доме (к подметанию можно добавлять мытьё полов, вытирание пыли);
  • чистка коврика за домашним питомцем и уход за комнатными растениями.

Интерес к упражнениям на развитие сенсорного восприятия у детей в 4–5 лет снижается. Однако в этом возрасте малыши с удовольствием играют с кинетическим песком (обычный песок можно окрасить раствором с пищевым красителем). Занятия могут включать:

  • смешивание разных оттенков;
  • создание рисунков на стекле;
  • выстраивание песочных зданий, сравнение их по размеру и цвету и т. д.

Вместо шумовых мешочков к работе можно подключать настоящие музыкальные инструменты (чем разнообразнее, тем лучше, если, конечно, у родителей нервы крепкие).

Также пришло время показывать малышу, как можно концентрироваться на каком-то одном качестве предмета. Например, понюхайте мандарин, закрыв глаза, то есть сделайте основными источниками восприятия обоняние и осязание, исключив зрение. Постепенно кроха научится сосредотачиваться на 1–2 свойствах, разделяя их на важные и второстепенные.

В 4–5 лет малыш начинает проявлять особый интерес к письму. В качестве упражнений для тренировки этого навыка можно использовать:

  • печатные штриховки;
  • письмо на манке или песке пальцем;
  • написание букв мелом на доске;
  • составление слов из букв на кубиках или магнитах;
  • освоение прописей.

Важный этап речевого развития — обучение чтению. Методика предполагает:

  • игры на идентификацию звука (например, угадай, о чём речь: это что-то, что находится в комнате и начинается на «С»);
  • шкатулка с мелкими предметами, которые подписаны (важный момент: буквы в словах должны читаться так же, как они пишутся);
  • занятия с карточками, на которых написаны слова-названия предметов окружающего мира, где названия букв по произношению совпадает с написанием;
  • чтение самодельных или покупных книжек с большими картинками и 1–2 сопроводительными предложениями.

А вот интерес к математике в 4 года, наоборот, существенно повышается. Упражнения по системе Монтессори предполагают использование материалов из сенсорного блока. Нужно направлять работу на совмещение зрительного образа цифры с названием. Например, если нужно добиться от карапуза запоминания, что 2+2=4, то имеет смысл предложить совместить нужное количество бусин, монеток с цифрой, написанной на карточке.

Начиная с 5–6 лет, малыш хочет детально узнать, как выглядит окружающий его мир. Так что играйте в лото, где фишками являются картинки с представителями флоры и фауны, читайте занимательные факты о животных, странах и народах.

Давайте ребёнку рисовать, причём не нужно вмешиваться в процесс. А также создавать аппликации, делать гербарии. К работе можно подключать пластилин, полимерную глину. Главное, чтобы юному творцу понравилось выполнять различные манипуляции с материалом для творчества.

Творческое развитие в 3–6 лет — фотогалерея

Видео: примеры занятий с детьми от 3 до 6 лет по методике Монтессори

Методика Марии Монтессори вписывается в любую систему семейных отношений и носит практический характер. Ребёнка не нужно заставлять что-то делать: стоит только увидеть, чем он занимается, и направить энергию в нужное русло. А проявив немного фантазии и подключив советы из интернет-сообществ, можно сделать материальную базу для занятий ничуть не хуже, чем в специализированных группах развивающих школ. Главное, чтобы родителям было интересно — тогда и малыш загорится процессом познания нового через практику.

Высшее филологическое образование, 11 лет стажа преподавания английского и русского языков, любовь к детям и объективный взгляд на современность — ключевые линии моей 31-летней жизни. Сильные качества: ответственность, желание узнавать новое и самосовершенствоваться. Оцените статью:

(6 голосов, среднее: 5 из 5)

Когда начинаешь заниматься с детьми, используя игры и пособия Марии Монтессори, вдруг с удивлением замечаешь, что:

—  почти не приходится ломать голову над тем, как заинтересовать ребенка очередной развивающей игрой или полезным занятием.

Детей словно магнитом притягивает к разноцветным баночкам, коробочкам, палочкам и бусинкам, которые обычно используются в таких играх.

— дети долго и с удовольствием играют в большинство игр, принадлежащих этой методике.  Наверное, это происходит потому, что в мире Монтессори все «почти как по-настоящему»!

Подражая маме, малыш с удовольствием играет со «взрослыми» предметами, и в игре, незаметно для себя, усваивает очень важные и нужные для его развития навыки.

В этой статье мы поделимся с вами самыми простыми и интересными играми по методике Монтессори, которые наверняка не оставят равнодушными большинство детей в возрасте от 1 года до 2,5 лет.

Развивающие игры с крупой и мелкими предметами.

В методике Монтессори большое внимание уделяется играм с крупой, бусинками, фасолью. Эти игры безумно нравятся детям  и замечательно их развивают. Но прежде чем начать разговор о таких играх, необходимо затронуть тему безопасности.

При игре с мелкими предметами ребенок может захотеть попробовать их на вкус и нечаянно проглотить или вдохнуть маленькую фасольку или пуговку.

Поэтому, следите внимательно за крохой, при попытках попробовать бусинку или фасольку, мягко останавливайте малыша, и, глядя ему в глаза, спокойно, но твердо объясняйте, что «мы с этим только играем, это нельзя есть».

Большая часть детей при таком подходе быстро запоминает, что бусины и фасоль есть нельзя, и уже через пару недель к этому привыкает

Если же интерес вашего малыша к нашему миру настолько велик, что вы не в силах остановить его желание попробовать фасольку или бусинку, можно заменить их на что-то такое же маленькое, но вполне съедобное и безобидное – кусочки детского печенья или крекера, ягоды, порезанные небольшими кусочками яблоко или хлеб.

После того, как все меры безопасности приняты, можно приступить к играм. Итак:

Пересыпаем ложкой.

Для игры понадобятся две емкости, сыпучий материал (любая крупа или что-то ее напоминающее) и ложка.

Покажите ребенку как с помощью ложки можно пересыпать крупу из одного стаканчика в другой. Попросите его повторить за вами (или просто передайте ему ложку, ваш смышленый ребенок с легкостью разберется во всем сам).

Эта игра хорошо развивает моторику ребенка (что положительно сказывается на общем развитии малыша), а также учит пользоваться ложкой. К тому же такое занятие очень привлекает детей – на свете довольно трудно найти  ребенка, который бы не захотел покопаться ложкой в крупе.

Опускаем предметы в узкие отверстия.

Для игры понадобятся мелкие предметы (счетные палочки, макароны, фасольки, бусинки, пуговицы и т.п.):

А также емкости и бутылочки с узким горлышком. Предложите ребенку наполнить бутылочку мелкими предметами:

Для детей от 1 года до 2 лет такое задание – серьезная работа, потому что в этом возрасте их пальчики развиты еще не очень хорошо, и опускать небольшой предмет в узкое горлышко для них намного сложнее, чем взрослым.

Эта игра хорошо развивает мелкую моторику (что положительно сказывается на развитии речи ребенка, а также его общем умственном развитии). При этом она нравится многим детям – малыши любят наблюдать, как бусинки и пуговицы со звоном падают на дно бутылочки.

Чем младше ребенок, тем шире должно быть горлышко сосуда, который используется в игре. Чтобы не испугать малыша трудностью задания, имеет смысл начать с опускания предметов в отверстие диаметром не менее 3,5 см и по мере развития пальчиков ребенка подыскивать все более и более узкие сосуды.

Ищем клад.

Для игры понадобятся фасоль (или другие небольшие предметы), смешанная с другой крупой и сосуд с узким горлышком (например, бутылочка):

Попросите малыша найти в крупе «клад» — фасольку, бусинку или пуговичку, и опустить находку в горлышко бутылочки или другого сосуда с узким горлышком (в центрах Монтессори для этого часто используют простую сахарницу):

В процессе игры происходит легкий массаж пальчиков малыша, развивается мелкая моторика.

Прожорливая коробочка

Чтобы опускать мелкие предметы в узкие отверстия стало намного интересней, можно изготовить очень простую развивающую игрушку. Из обыкновенной коробочки получится забавная мордочка голодного котенка:

Малыш с удовольствием будет кормить его макаронами, фасолью и другой мелочью и незаметно развивать свои пальчики, одновременно помогая развиваться тем областям головного мозга, которые отвечают за речь:

Для изготовления такой игрушки достаточно взять прочную коробочку, наклеить на нее бумажную мордочку зверька и прорезать отверстие для рта.

Учимся сортировать.

Ближе к двум годам большинство обучающих методик учит детей сортировать предметы. Сортировка предметов развивает у детей навык классификации, который очень полезен для развития логических и математических способностей.

Для игры понадобятся разноцветные предметы, спрятанные в крупе, а также емкость для сортировки:

Сортировать можно пуговицы (по цвету и типу), различные виды макаронных изделий, мозайку (по цвету) и т.д. В качестве емкости для сортировки можно использовать подставку для яиц, небольшие стаканчики или блюдца, либо просто складывать предметы кучкой.

Покажите ребенку, что в крупе спрятан «клад». Попросите ребенка  найти, что же там спрятано и разложить каждую бусинку (фасольку, макаронинку, пуговицу) в свой «домик» (на картинке мы сортировали бусины по цвету):

Играем с манкой.

Сегодня в каждом уважающем себя Монтессори-центре есть лоток с манной крупой, который пользуется стабильной популярностью у детей в возрасте от 1 года до 2 лет.

Изготовить такой лоток дома можно за несколько минут – достаточно насыпать тонкий слой манной крупы на поднос или в коробку с небольшими бортиками. Покажите малышу, что на манке можно рисовать, оставляя следы пальцами:

При рисовании пальчиками у ребенка развивается мелкая моторика, происходит легкий массаж подушечек пальцев (что благотворно влияет на активизацию самых различных областей мозга). К тому же рисование на крупе отлично успокаивает нервную систему.

Рисовать на крупе можно не только пальчиками. Предложите малышу поэкспериментировать с кисточкой или палочкой:

Покажите, как наносить на манку отпечатки ладошкой или самыми разнообразными предметами (малыш с интересом будет исследовать свойства различных вещей, оставляя на крупе следы колесиками от машинки или массажным мячиком, рисуя волнистые линии вилкой; для рисования на манке подойдет любой интересный ребенку предмет):

Как видите, развивать ребенка с помощью игры совсем не трудно! Особенно, если это ролевые игры.

«Первые 2 года жизни малыша являются наиболее важными и оказывают существенное влияние на его последующую жизнь, ведь перед малышом открыт весь мир», — Мария Монтессори. От рождения до года особое внимание стоит уделять следующим моментам.

Музыка и человеческий голос

Еще находясь в животике у мамы, малыш начинает прислушиваться к голосам, доносящимся снаружи, человеческий голос для него очень интересен. Он запоминает интонации и тембр голоса самых близких людей, улавливает интонации голоса. Поэтому так важно после рождения малыша, как можно больше разговаривать с ним, говорить, как Вы его любите, рассказывать обо всем, что его окружает. Ваш голос должен быть ласковым: произносите слова четко и без ошибок, пойте малышу песенки.

Особое внимание, как утверждает система Монтессори, следует уделить следующему моменту. Когда Ваш малыш попытается что-нибудь сказать, агукнуть, например, подражайте ему, улавливайте все интонации его голоса и повторяйте. Таким образом, Вы будете стимулировать его к первой речи. Вот увидите: через какое-то время Ваш малыш начнет произносить все новые и новые звуки…

Кроме того, с самого рождения можно уже читать книжки младенцу, показывать картинки, слушать с малышом красивую классическую музыку. Ведь малыш, когда только родился: не умеет ни сидеть, ни ползать, ни бегать. Единственное, что он может, — это разглядывать все, что его окружает. Поэтому так необходимо наполнить его мир красивыми животными, растениями, природой и т.д.

Безопасность и комфорт

Эти два важных фактора, которыми Вы должны обеспечить Вашего малыша. Раньше считалось, что малыши не помнят период в жизни после своего рождения, сейчас же уже научно доказано, что младенец может вспомнить не только длительный период своей жизни, но и даже сами роды. Находясь в животике у мамы, он уже привык к голосам, окружающим его, он четко знает, как стучит сердце его мамы. Когда он появляется на свет, то потихоньку начинает узнавать все те голоса, окружавшие его до рождения; он слушает мамино сердечко, когда она кормит его грудью, рядом с ней маленький человечек чувствует себя в безопасности, поэтому так важно первый период времени окружать малыша только близкими людьми, чьи голоса он слышал еще до рождения. Друзьям же показывать малыша первое время не стоит, чтобы не испугать его. Относитесь очень бережно к малышу, говорите с ним спокойным ласковым голосом, одевайте его в мягкую теплую одежду из натуральных материалов, обращайте внимание, что швы в одежде должны быть наружу. Таким образом, Вы создадите все условия, чтобы малыш понял, что мир прекрасен, комфортен и безопасен.

Сон

Сон очень важен для младенцев. Представьте себе Ваш малыш 9 месяцев находился в темном закрытом тесном месте — у Вас в животике и тут когда он появился на свет, его окружает множество звуков, свет, совсем другая кроватка и все-все-все совсем по-другому, кроме маминого голоса.  Поэтому основная задача родителей создать все необходимые условия для комфортного сна младенца. Система Монтессори предполагает, что все родители должны обеспечить для малыша свое личное пространство. Это может быть детская комната, или мат, или манеж, то есть то место, где малыш может спать, ползать и проводить время как он хочет по своему личному графику. Если же приучить малыша к рукам, качать его всегда перед сном или петь одну и ту же песенку, то у малыша может появиться зависимость от этого и он не сможет в последующем заснуть без этих вещей. В последующем же будет гораздо сложнее отучить его от этого. Умственная работа мозга малышей не прекращается ни на минуту. Когда малыши спят, их мозг обрабатывает и осмысляет все, что они видели, когда не спали. Мы не должны смотреть на новорожденных, как на маленьких беспомощных человечков, ведь малыши хоть и малы по размеру, но обладают просто огромными умственными и физическими способностями…

Примеры игр

Программа М. Монтессори для самых маленьких предполагает особые игры для детей, которые не только развивают мелкую моторику, творческое мышление, но и приспосабливают малышей к быту и готовят к взрослой жизни.

Вы можете легко играть в игры, которые предлагает система Монтессори, с детьми в возрасте от 10 месяцев до 7 лет. Занимаясь с малышом по этим практическим методам дома, Вы развиваете его мелкую моторику рук, тренируете концентрацию внимания, координацию движений глаз и рук, кроме того, Вы помогаете малышу приспособиться ко взрослой жизни, в будущем это очень поможет при адаптации в детском саду, а именно, умение ухаживать за собой и близкими, что очень важно!!! Итак, перед Вами сами практические методы.

Тренируемся пользоваться ложкой

Цель — научиться зачерпывать ложкой.

Что это дает? Тренирует концентрацию внимания, моторные навыки, координацию глаз и рук.

Необходимые материалы: миска, ложка, любые виды бобовых (лучше начинать с более крупных, таких как фасоль, потом можно перейти на чечевицу, горох, рис, гречку и т.д.).  Возраст — мы играем в эту игру с 1 года.

Учимся прищеплять прищепки

Описание — тренируемся прищеплять прищепки к краям миски.

Необходимые материалы: разноцветные прищепки, миска.

Что это дает? Тренирует концентрацию внимания, моторные навыки, координацию глаз и рук.

Возраст — мы играем в эту игру с 1 года.

Кроме того, следующим этапом можно тренироваться, например, прищеплять прищепками разноцветные листы бумаги к натянутой веревке.

Учимся вкручивать гайки в болты

Описание — берем разноцветные и различные по форме и размеру игрушечные гайки и болты и тренируем навык завинчивания и отвинчивания.

Необходимые материалы: игрушечные гайки и болты.

Что это дает?

Тренировка двигательных навыков.

Возраст — мы играем в эту игру с 1 года и 6 месяцев. Пока не очень получается. Все-таки эта игра для более старшего возраста.

Кстати, можно начинать тренировать навык откручивания и закручивания с обычными пластиковыми бутылками.

Учимся шнуровать

Цель — практика нанизывания бусин различного размера, цвета и формы?

Необходимые материалы: шарики различной формы, цвета и размера, нитка.

Что это дает?

Развитие концентрации внимания, тренировка мелкой моторики пальцев рук, координация глаз и рук, умение сортировать.

Возраст — мы играем в эту игру с 1 года.

Учимся брать предметы зажимом

Цель — тренируемся брать зажимом кубики разного цвета и расфасовывать по разным ячейкам.

Необходимые материалы:

зажим, разноцветные кубик.

Что это дает? Развитие концентрации внимания, тренировка мелкой моторики пальцев рук в раннем возрасте, координация глаз и рук, умение сортировать.

Возраст — в эту игру можно пробовать играть с 2 лет.

Тренируемся переливать воду

Описание — покажите малышу, как можно пересыпать макароны из одной емкости в другую.

Необходимые материалы: 2 небольшие чаши, макароны (кроме макарон можно использовать рис, гречку и другие крупы, но все-таки лучше начать с более крупных материалов).

Что это дает?

Тренировка двигательных навыков, концентрация внимания, координация глаз и рук.

Возраст — в эту игру мы играем приблизительно с 1 года и 4 месяцев.

 Учимся переливать из одной большой емкости в 2 маленьких

Описание — покажите малышу, как можно открывать и закрывать липучки, кнопки, молнии, пряжки, завязывать и развязывать шнурки.

Необходимые материалы: можно купить уже готовые материалы в Монтессори магазинах или просто использовать старую одежду.

Что это дает?

Обучение самостоятельности, координация движений рук.

Возраст — в эту игру мы играем приблизительно с 1 года и 6 месяцев.

Учимся переливать воду из одной емкости в другую при помощи шприца без иглы или пипетки

Описание — покажите малышу, как можно собирать и разбирать вот такие рамки-вкладыши, таким образом, малыш знакомиться с различными формами.

Необходимые материалы: купите своему малышу рамки с разноцветными геометрическими формами-вкладышами.

Что это дает?

Тренировка координации движений, ловкость рук.

Возраст — в эту игру мы играем приблизительно с 1 года.

Учимся брать ситечком плавающие предметы

Описание — практика вылавливания шариков из-под настольного тенниса маленьким ситечком и ложкой. Наполните одну миску водой и опустите в нее несколько шариков из-под настольного тенниса, покажите малышу, как можно вылавливать шарики

ситечком и переносить их в пустую миску. 

Необходимые материалы:

2 миски, несколько шариков из-под настольного тенниса, ложка, маленькое ситечко, губка.

Что это дает?

Тренировка двигательных навыков, концентрация внимания, координация глаз и рук.

Возраст — в эту игру мы играем приблизительно с 1 года.

Кроме того, для игры можно использовать не только шарики, но и купить набор, например, морских обитателей и предложить малышу вылавливать их.

Учимся переливать воду в бутылку с узким горлышком при помощи воронки и кувшина

Описание — тренировка переливания воды при помощи воронки и кувшина.

Необходимые материалы:

бутылка с узким горлышком, кувшин, воронка, губка.

Что это дает? Тренировка двигательных навыков, концентрация внимания, координация глаз и рук.

Возраст — в эту игру мы играем приблизительно с 1 года и 5 месяцев.

Учимся пересыпать макароны из одной емкости в другую.

Описание — покажите малышу, как можно пересыпать макароны из одной емкости в другую.

Необходимые материалы: 2 небольшие чаши, макароны (кроме макарон можно использовать рис, гречку и другие крупы, но все-таки лучше начать с более крупных материалов).

Что это дает? Тренировка двигательных навыков, концентрация внимания, координация глаз и рук.

Возраст — в эту игру мы играем приблизительно с 1 года и 4 месяцев.

Учимся открывать и закрывать липучки, кнопки, молнии, пряжки, завязывать и развязывать шнурки

Описание -покажите малышу, как можно открывать и закрывать липучки, кнопки, молнии, пряжки, завязывать и развязывать шнурки.

Необходимые материалы: можно купить уже готовые материалы в монтессори магазинах или просто использовать старую одежду

Что это дает? Обучение самостоятельности, координация движений рук.

Возраст — в эту игру мы играем приблизительно с 1 года и 6 месяцев.

Играем в рамки-вкладыши (Знакомство с формами)

Описание -покажите малышу, как можно собирать и разбирать вот такие рамки-вкладыши, таким образом, малыш знакомиться с различными формами.

Необходимые материалы: купите своему малышу рамки с разноцветными геометрическими формами-вкладышами.

Что это дает? Тренировка  координации движений, ловкость рук.

Возраст — в эту игру мы играем приблизительно с 1 года.

Играем в рамки-вкладыши

(Знакомства с формами и частями).

Описание -покажите малышу, как можно собирать и разбирать вот такие рамки-вкладыши, таким образом, малыш знакомиться с различными формами и частями.

Необходимые материалы: купите своему малышу рамки с разноцветными геометрическими формами-вкладышами.

Что это дает? Тренировка  координации движений, ловкость рук.

Возраст — в эту игру мы играем приблизительно с 1года и 5 месяцев.

Описание -покажите малышу, как можно собирать и разбирать вот такие паззлы, таким образом, малыш знакомиться не только с различными формами, но и дикими и домашними животными, цифрами, домашним и сельским хозяйством, сказками и т.д.

Необходимые материалы: купите своему малышу рамки с разноцветными формами-вкладышами.

Что это дает?

Тренировка  координации движений, ловкость рук, интенсивное развитие мелкой моторики.

Возраст — в эту игру мы играем приблизительно с 1 года.

Вот еще в  какие рамки-вкладыши играет моя дочка:

Знакомство с цифрами и количеством

Знакомство с животными

Знакомство с животными Африки

Знакомство с сельским хозяйством

Знакомство с животными Африки

Знакомство с домашними животными

(

оценок, в среднем:

из 5)

11 месяцев ago

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *