Вторичные нарушения поведения гиперактивных детей заключаются в

вторичные нарушения поведения гиперактивных детей заключаются вСиндром двигательной гиперактивности и дефицит внимания (СДВГ) – распространенная проблема, беспокоящая родителей, педагогов. Малыши с СДВГ неусидчивы, им тяжело концентрировать свое внимание на учебном процессе, они отвлекаются, имеют плохую успеваемость, нервозны. Как помочь чаду с данной особенностью осваивать материал школы и сделать так, чтоб он не мешал своим одноклассникам?

Симптомы гиперактивности

СДВГ проявляется в грудном, дошкольном, школьном возрасте по-разному. Основные симптомы связаны с трудностью сосредоточения, неусидчивостью. Признаки гиперактивного ребенка:

  1. Плохие отметки за поведение.
  2. Низкая успеваемость по предметам.
  3. Агрессивность, раздражительность, непослушание.
  4. Переменчивость настроения, капризность, нежелание выполнять домашнее задание.
  5. Трудности с засыпанием, перевозбуждение вечером.
  6. Синдром беспокойных ног.
  7. Тики.
  8. Заикание.
  9. Повышенная утомляемость после школы.
  10. Судорожные припадки.

Полезно узнать, чем отличается олигофрения у детей от задержки психического развития.

Все о ВСД у детей: причины и клинические особенности.

Двигательное и эмоциональное перевозбуждение лишь часть проблемы СДВГ. Вторичные нарушения поведения гиперактивных детей заключаются в низкой самооценке, склонности к наркотической, алкогольной зависимости, внутреннему напряжению. Нервозность, агрессивность и психопатия также характерны.

Причины СДВГ у детей

Двигательная возбудимость – сложная проблема, которая имеет множество факторов возникновения. Основные причины:

  1. Родовые или черепно-мозговые травмы.
  2. Внутриутробные инфекции, перинатальные воспалительные процессы.
  3. Нарушение родов: гипоксия плода вследствие раннего отхождения вод и несвоевременного кесарева сечения.
  4. Вредные привычки у будущей матери: употребление алкоголя, табакокурение.
  5. Нарушение обмена нейромедиаторов в головном мозге.
  6. Дефицит витаминов, макро- , микроэлементов.
  7. Употребление пищи с усилителями вкуса.
  8. Накаленная обстановка в семье.

Часто гиперактивность и повышенная возбудимость связаны с нарушением обмена нейромедиаторов, таких как гамма-аминомасляная и глутаминовая кислота. Это может происходить из-за травм, а также после перенесения нейроинфекций: менингитов, клещевого энцефалита, ОРВИ.

Никотин, смолы, тяжелые металлы, лекарства, алкоголь, поступающие в организм будущей матери, также губительно влияют на развитие центральной нервной системы. Растущий головной мозг плода может накапливать токсины, наркотические вещества.

При СДВГ усилена активность глутаматной нейромедиаторной системы, что и является причиной перевозбуждения. В то же время снижено влияние тормозной гамма-аминомасляной кислоты, в результате отмечаются резкие перепады настроения, трудность с сосредоточением внимания.

Важно! Психологически напряженная обстановка в семье может приводить к нервным тикам, заиканию.

Один из факторов, усугубляющих проблему, – употребление еды с добавлением глутаминовой кислоты. Эта приправа усиливает вкус продуктов. Е621 возбуждает деятельность центральной нервной системы, делая детей вспыльчивыми, агрессивными, неусидчивыми, гиперактивными.

Диагностика и лечение гиперактивности у ребенка

Что делать со сверхподвижным чадом, как лечить и успокоить его? При трудностях с учебой, обусловленной дефицитом внимания, неусидчивостью, необходимо обращаться к невропатологу, педагогу-психологу. Для обследования головного мозга проводят диагностику: электроэнцефалографию, ультразвуковое исследование, РЭГ.

  1. При повышенной двигательной и нервной возбудимости показаны физиопроцедуры, медикаментозное, санаторно-курортное лечение.
  2. Успокаивающе действует светолечение ультрафиолетом, дарсонваль, электросон, массаж. Акупунктура расслабляет мышцы тела, благоприятствует засыпанию малыша.
  3. Назначают ароматерапию с лавандовым маслом перед сном, успокаивающие ванны.
  4. Физическая активность в течение дня снимает избыточную возбудимость. Это могут быть спортивные секции, лечебная физкультура, арт-терапия.вторичные нарушения поведения гиперактивных детей заключаются в
  5. Медикаментозная коррекция предусматривает применение ноотропных успокоительных препаратов для гиперактивных детей: Пикамилон, Пантогам, Аминалон. Эти лекарственные средства стимулируют рецепторы к гамма-аминомасляной кислоте, делая малыша спокойным и помогая ему сосредоточиться. В более серьезных случаях назначают Риталин и другие стимуляторы умственной деятельности.
  6. Витамины для гиперактивных детей должны содержать магний, тиамин, пиридоксин, рибофлавин, кобаламин, применяют успокоительное: корень пиона, Глицин, Биотредин, пустырник по назначению врача.

Необходимо убрать все возбуждающие нервную систему: кофе, чай, шоколад, приправы с глутаматом натрия, по крайней мере, в вечернее время. Они ухудшают засыпание, способствуют всплеску двигательной, эмоциональной активности.

Воспитание

Синдром двигательной возбудимости, дефицит внимания – проблема, к решению которой следует подходить комплексно. Рекомендации по воспитанию гиперактивного ребенка:

  1. Для использования неуемной энергии в конструктивных целях необходимо приучать его помощи в домашних делах.
  2. Арт-терапия с гиперактивными детьми, спорт, игры помогают им проявить свою фантазию, но дают свободу, возможность снять внутреннее напряжение через творчество, движение.
  3. Физическая активность необходима, чтобы выплеснуть избыток энергии. Подходят любые занятия: танцы, спортивная гимнастика, футбол, волейбол, циклические виды (лыжи, плавание, бег, велосипед).
  4. Секции по интересам – хороший способ увлечь малыша.
  5. Семейная, групповая, индивидуальная психотерапия проводится при тиках, заикании, трудностях в учебе, проблемах с педагогами, поведением.

Что такое идиотизм: причины, проявления и лечение заболевания.

Проявления минимальной мозговой дисфункции у детей и лечение патологии.

Родителям на заметку! Резидуально-органическое поражение ЦНС: происхождение, клинические проявления, лечение.

Заключение

Целенаправленная работа с гиперактивными детьми, включающая медикаментозную коррекцию, психотерапию, занятия спортом, искусством приводит к снижению возбудимости и излишней эмоциональности. При правильном подходе у детей улучшается успеваемость и отношения с педагогами, одноклассниками, родителями.

(

оценок, среднее:

из 5)

.

22nd Октябрь , 2015

Автор Тумасова Е.Р

Содержание

  Введение 3
  Глава1.  Основные сведения о СДВГ
  1.1 Признаки и причины заболевания  4
  1.2 Разновидности и диагностика заболевания                    6
  1.3 Диагностика и коррекция заболевания 7
           Глава 2. Клиентский случай 8
  Заключение 10
  Список используемой литературы 11

Введение

В настоящее время количество детей с отклонениями в развитии возросло во много раз. Негативная тенденция к постоянному росту нарушений поведения и психического развития детей признается на уровне государства. (Микадзе)    . Причинами данного явления кроются в ухудшении экологических и социальных факторов, также появлении новых медицинских технологий, — появление возможности выхаживания детей с отклонениями в развитии.  Возрастающие образовательные требования школы усугубляют имеющиеся трудности, и без специальной квалифицированной коррекционной помощи компенсация развития не происходит.

На фоне множества патофенеменов (задержки психоречевого развития, роста психосоматических заболеваний, дисграфии, дислексии, другие) отдельно выделяется «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ), представляющий особую социальную проблему в связи с частой распространенностью среди современных детей. Неблагоприятные проявления в поведении ребенка с СДВГ доставляют много трудностей не только окружающим (родители, воспитатели, учителя), но и самому ребенку.

СДВГ встречается в любых социально-экономических слоях населения,  в большей степени синдром проявляется в малообеспеченных семьях —  социальная среда ухудшает поведенческие проблемы. Также СДВГ имеет большее распространение в регионах с повышенной плотностью населения. (Монина и др.)

На сегодняшний день остается актуальной проблема как ранней диагностики СДВГ, так и оказания своевременной медикаментозной и квалифицированной психокоррекционной помощи. 

 Глава1. ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СДВГ

  • Признаки и причины заболевания

Специфические проблемы проявляются в возрасте до 6 лет, нижняя граница постановки диагноза – 3-4 года, хотя первые симптомы проявляются уже в младенческом возрасте.

Основными клиническими признаками заболевания являются импульсивность, невнимательность и гиперактивность.

Импульсивность рассматривается как невозможность контроля над своими импульсами. (Монина и др.).  Она проявляется как в когнитивной сфере: ошибки по невнимательности, поспешность мышления, «глупые» ошибки, так и в поведении: трудность оттормаживания реакций, выкрикивания на уроке, прерывания в разговоре и в играх других детей/взрослых из-за того, что трудно дождаться своей очереди. Во время чтения такие дети часто угадывают, что написано далее.

Невнимательность или «дефицит внимания» — это невозможность сосредоточить и удержать внимание при повышенной отвлекаемости. Это проявляется в том, что такие дети не могут длительно выполнять неинтересное задание, большое влияние «поля» при выполнении заданий —  постоянное отвлекание на посторонние стимулы. Дети из-за трудностей фокусирования могут одновременно приниматься за несколько дел, но  не доводить их до конца.

Гиперактивность рассматривается как избыточная моторная активность. Дети не могут долго усидеть на одном месте при выполнении заданий, вертятся на уроке или при выполнении домашних заданий. Могут вскакивать, им очень трудно усидеть на одном месте. При попадании в незнакомую обстановку могут все хватать, начать бегать и такую  энергичность в данном случае отличает бесцельный характер. Именно отсутствие целенаправленности поведения указывает на СДВГ, что отличает ее от особенностей проявления темперамента.

Также отмечаются такие проявления как тахилалия (повышенная болтливость), конфликтность в отношениях с окружающими из-за повышенных притязаний, эмоциональная лабильность, вспыльчивость, непереносимость стресса, повышенная склонность к травмам и несчастным случаям, головные боли и тики (как сопутствующее расстройство).

При письме у таких детей отмечается персеверация или антиципация букв, несоблюдение правил письма и расположения на листе, контаминации, инертное повторение или пропуски слов или элементов слова. В математике дети с гиперактивностью проявляют стереотипность при решении задач, импульсивность в устном счете, персеверации при написании цифр или знаков действий.

Среди причин, вызывающих СДВГ можно выделить как биологические, так и социальные факторы.

К  биологическим факторам относятся:

  • Наследственность;
  • патология беременности и родов;
  • токсическое воздействие на плод;
  • органические повреждения мозга;
  • недоношенность и переношенность;
  • гидроцефалия;
  • материнская тревожность во время беременности и базальный характер тревожности матери;
  • нарушения функционирования дофаминовой и норадреналиновой нейромедиаторных систем.

Таким образом, при СДВГ нейродинамический дефект поражает в основном связи между базальными ганглиями и фронтальной корой с преимущественной локализацией в правом полушарии. Нейроанатомические нарушения приводят к снижению тормозного контроля двигательной активности, которое обеспечивается главным образом лобной корой и хвостатым ядром. (Микадзе)

            К социальным факторам относятся:

  • конфликты в семье;
  • несдержанный стиль воспитания;
  • нарушенные отношения родителей с ребенком;
  • алкоголизм и наркомания в семье;
  • низкий материальный уровень жизни;
  • нетерпимость к детям;
  • физические наказания в семье.

Неблагоприятные социальные и психологические факторы не являются прямыми причинами СДВГ, но ухудшают течение болезни, усиливают дезадаптацию ребенка и закрепляют клинические проявления.

  • Разновидности заболевания

На сегодняшний день в квалификацииDSM- IV, выделяют СДВГ с преобладанием невнимательности, СДВГ с преобладанием гиперактивности и импульсивности, и комбинированный тип заболевания.

            В нейропсихологических исследованиях Т.Г. Горячевой и А. С. Султановой было выявлено, что первичным дефектом для большинства детей с СДВГ является функциональная недостаточность субкортикальных структур мозга. Всех детей можно разделить на 3 группы:

  1. Дети с первичной дисфункцией подкорковых и стволовых структур мозга и с вторичным функциональным нарушением развития префронтальных областей коры.
  2. Дети с первичной дисфункцией подкорковых и стволовых структур мозга и с вторичным функциональным нарушением базальных лобных отделов.
  3. Дети с первичной недостаточностью префронтальных отделов мозга.

У детей первых двух групп наблюдаются колебания внимания, повышенная истощаемость, отвлекаемость и неравномерность работоспособности. Ни усиление мотивации, ни похвала не улучшают деятельность, либо не дают долговременный эффект. Гиперактивность детей этих групп здесь рассматривается как механизм компенсации для преодоления дефицита восходящей активности на кору больших полушарий со стороны подкорково-стволовых структур.

Дети второй группы по сравнению с первой группой в большей степени эмоционально лабильны, агрессивны и социально дезадаптированы. Они чаще сбиваются на полевое поведение и проявляют желание сделать все по-своему.

Дети третьей группы проявляют «ложную» истощаемость, т.е. признаки утомления исчезают при поощрении или выполнении интересного для ребенка вида деятельности. Также отвлекаемость и недостаток произвольного внимания преодолеваются при игровой форме деятельности.

Л.С. Чутко выделяет следующие формы СДВГ :

  1. Простая форма

Характеризуется невнимательностью, гиперактивностью, дисграфия, дислексия, первичная форма энуреза.

  1. Осложненная форма:

а) цереброастенический вариант (отмечаются хронические головные боли напряжения, утомляемость и сонливость, большая степень невнимательности);

б) неврозоподобный вариант (эпизодические головные боли напряжения, заикание, тики, парасомнии, обсессивные и фобические расстройства, большая степень гиперактивности);

в) сочетанный вариант.

  • Коррекция заболевания

Диагноз СДВГ ставится врачом, поэтому ни психолог, ни нейропсихолог не имеют права давать заключение о наличии, либо отсутствии заболевания. Однако предварительная диагностика дает право предположить, что ребенок принадлежит к детям данной категории.

Необходимо учитывать, что признаки невнимательности (неспособность доводить дело до конца, невозможность сосредоточиться на деталях, избегание любой работы, которая требует усидчивости, отвлекаемость и др.), признаки гиперактивности (суетливость, не может отдыхать, бесцельная беготня и т.д.) и импульсивности должны сохраняться не менее 6 месяцев. Особенности поведения появляются до 7 лет, обнаруживаются как минимум в двух сферах деятельности (школа, дом, игра…), не обусловлены психопатиями или тревожными, аффективными расстройствами, и вызывают значительную дезадаптацию и психологический дискомфорт.

В нейропсихологической диагностикепризнаки СДВГ будут проявлятьсяв нарушении функций программирования и контроля: импульсивности, трудностях переключения на новый вид деятельности, неустойчивости усвоенных навыков и знаний, трудностях планирования у удержания программы, трудностях контроля за результатами деятельности. Слабость I блока мозга будет проявляться в истощаемости, неравномерной работоспособности.

Для лечения СДВГ используются как фармокологические, так и психологические и нейропсихологические методы: комплексная психомоторная коррекция онтогенетических блоков мозговой организации деятельности ребенка (Ахутина Т.В., Семенович А.В., Цветкова Л.С. и др).

 Глава 2. КЛИЕНТСКИЙ СЛУЧАЙ

Нейропсихологическое обследование ребенка  — мальчик 7 лет, 4 мес.

В анамнезе диагноз «гиперкинетический синдром», осложненная беременность и роды.

Ребенок контактный, поведение соответствует ситуации обследования. Знает имя, фамилию, дату  рождения, собственный возраст. Общителен, к обследованию проявляет интерес, эмоциональный фон приподнят. Работоспособность менялась по ходу выполнения проб, всего обследования, проявлялись признаки утомления, к концу обследования – усталость. Праворукий, но мануальные предпочтения неустойчивы.

Двигательная сфера:

  • Хорошее развитие общей моторики.
  • Праксис позы пальцев – упрощение программы при последующих повторениях, проявления истощаемости. Ошибки в последовательности при выполнении правой рукой. Тонус снижен, поза удерживается с трудом.
  • Оральный праксис: отсутствие кинестетических ошибок, тонические трудности в расслаблении языка.

Слуховая сфера:

  • Восприятие бытовых шумов в норме.
  • Восприятие ритмов – единичные регуляторные ошибки, импульсивность выполнения. После поощрения и установки на внимание выполняет без ошибок.
  • Воспроизведение ритмов – персеверации при смене ритмического рисунка (повторяет предыдущий ритмический рисунок), общее количество ударов различает верно.
  • Слухоречевая память: удерживает в памяти серию из 5 слов, при последнем повторении – из 9 слов. Отсроченная память – 6 слов. Объем памяти в норме. Привносит новое слово на основе слияния двух последовательно произносимых слов. Инертность речевых следов.
  • Дифференцирует близкие фонемы.

Зрительная сфера:

  • Опознание реалистичных изображений – без ошибок.
  • Опознание перечеркнутых изображений – единичная ошибка по типу перцептивно близкой замены (балалайка — гитара).
  • Опознание наложенных изображений – перцептивно близкая замена (фантик).

Зрительно – пространственные  функции:

  • Пробы Хэда: зеркальные ошибки без самокоррекции.
  • Конструктивный праксис: полная зеркальность, путает правое и левое, самокоррекции нет. В раскладывании палочек после «ошибки» обследующего, ребенок ошибки не видит.

Речь:

  • Хороший словарный запас.
  • Речь чистая, лексико-грамматический строй речи в норме.
  • Автоматизированная, деавтоматизированная, монологическая и диалогическая речь в норме.

Серийная организация действий:

  • Динамический праксис – упрощение программы, путаница в последовательности.
  • Рецепроктная координация движений: выполняется с уподоблением движений обеих рук (делает одновременно одинаково), не поднимает руки от стола. После указания на точное выполнение моторную программу не удерживает. Синкенезии (кивает головой при каждом шаге).
  • Графическая проба: тенденция к микрографии, строчку держит плохо. Трудности переключения (площадки, застревания и остановки). Внешние признаки утомления (почти лег на стол), синкенезии (мимический комплекс оживления, поворот корпуса к ведущей руке, поднимаются плечи).Гипертонус – излишний нажим.

Функции программирования и контроля:

  • Реакция выбора: эхопраксии, трудности переключения при самокоррекции.
  • Съедобное – несъедобное: устойчивые трудности переключения внимания, множественные ошибки.
  • Таблицы Шульте: Общее выполнение 1 мин 27 сек – ниже нормы, дефицит внимания. Присутствуют явления антиципации (речевое забегание вперед), недостаточное распределение внимания (темп выполнения менялся по ходу выполнения).
  • Решение задач: без ошибок.
  • 4-ый лишний: единичная ошибка при отвлечении.

Таким образом, на фоне сохранности мотивации, хорошего развития крупной моторики, зрительного и слухового восприятия, речевой функции, объема памяти, интеллектуальных процессов, выявлены следующие симптомы:

Слабый тонус, истощаемость, утомляемость, синкенезии – что свидетельствует о дефицитарности нейродинамического фактора.

Трудности переключения, персеверации, импульсивность в двигательных и графических пробах, неустойчивость внимания, что свидетельствует о недостаточной зрелости функций программирования и контроля.

Недостаточно сформированы зрительно-пространственные и квазипространственные функции, что проявляется при решении конструктивных задач.

 Рекомендовано:

Нейропсихологическое сопровождение – прохождение курса занятий по сенсомоторной коррекции в течение 6-9 мес.

Укрепление физического здоровья – соблюдение четкого режима труда, сна и отдыха, бассейн.

            Нейропсихологическая даигностика позволила не просто подтвердить имеющийся диагноз, но показала качественную индивидуальную характеристику развития всех корково- и подкорковых структур мозга ребенка. Что, в свою очередь, позволит оказать целенаправленную коррекционную нейропсихологическую помощь.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Понимание причин, особенностей проявления СДВГ чрезвычайно важно в настоящее время в связи с распространенностью заболевания. Кроме сложностей, которые испытывают люди, окружающие и воспитывающие такого ребенка, не надо забывать и о том, что и самому ребенку бывает тяжело с подобными трудностями. Отвлекаемость не дает проявить себя на занятиях. Повышенная раздражительностью с повышенной ранимостью, нарушение чувства дистанции в социальных контактах нарушает нормальное общение со сверстниками и взрослыми. Трудности планирования,  гиперактивность и нарушения внимания при обучении в школе могут привести к хронической неуспеваемости и навешиванию негативного «ярлыка» на ребенка при нормальных умственных способностях. Дальнейшее некорректируемое развитие может привести к асоциальному поведению — отсутствие должного самоконтроля, импульсивность и уменьшенное чувство страха могут привести к тотальному социальному неблагополучию. 

            Из всех видов диагностики, нейропсихологический синдромный анализ является на сегодняшний день одним  наиболее полных методов оценки психических процессов при различных функциональных состояниях мозга и особенностей психических процессов. Благодаря квалифицированному описанию не только дефицитарных, но и сильных сторон психического развития, можно наметить эффективную коррекционную помощь детям с СДВГ.  Специально организованная коррекция слабых звеньев психического развития при опоре на сильные звенья поможет скорректировать ход психического онтогенеза. А это в свою очередь позволит адаптировать детей к современному обществу, улучшит их психологическое состояние и даст возможность получить хорошее подходящее образование, к чему и стремятся родители.  

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Атлас: нервная система человека. Строение и нарушения. Под редакцией Астапова В. М. и Микадзе Ю.В. – М., 2004
  2. Балашова Е.Ю., Ковязина М.С. Нейропсихологическая диагностика в вопросах и ответах. – М., 2013
  3. Диагностический альбом для исследования особенностей познавательной деятельности. Дошкольный и младший школьный возраст. Авт. сост.: Семаго Н.Я., Семаго М.М. – М., 2014
  4. Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста – Спб, 2014.
  5. Монина Г., Лютова-Робертс Е., Чутко Л. Гиперактивные дети. Психолого-педагогическая помощь. – Спб, 2007
  6. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза – М., 2015

Симпатичного, светловолосого мальчишку с хитрющими серыми глазами, зовут Андрей, а смуглого и  черноглазого – Дима. Они – живут в разных городах, у них разные родители, разные интересы и привычки. А роднит их одно: к 8 годам, «на счету» каждого из них – несколько детских садов и три-четыре школы. И диагноз — СДВГ.

Чуть ли не в каждом классе есть один — два  непоседливых шаловливых ребенка. От них кружится голова у учителей, а количество ошибок впечатляет. При этом, в большинстве своем, они – развитые, умные и одаренные дети.

«Пик трудностей» в их жизни обычно совпадает с началом школьного обучения, когда преподаватели начинают требовать от этих детей то, что является их самым «слабым местом» — умения контролировать себя, спокойно сидеть на уроках и постигать чувство долга.

В школе от них стараются избавиться, намекая истерзанным мамам что «он неуправляем» и «необучаем», а если те не спешат забирать ребенка – подключается тяжелая артиллерия: директор, завуч, психолог. Они долго и старательно разъясняют как тяжело им с таким ребенком, и что он должен учиться в частной или специальной школе, возможно – по индивидуальной системе.

Избалованность или синдром?

«Уж лучше бы он был инвалидом – тогда бы было видно, что ребенок болен, и хоть кто-то бы посочувствовал» – произнесла мама Андрея в порыве отчаяния.  За восемь лет своего родительского стажа она все еще никак не может привыкнуть к тому, что сердобольные бабушки на каждом шагу пытаются давать ей советы как «правильно» воспитывать сына, а чужие дяди — предлагают свои услуги чтобы «выдрать ремнем» этого «невыносимого ребенка».

И действительно, в общественных местах,  практически с младенческого возраста, такой ребенок сразу привлекает к себе внимание окружающих, потому что пытается все потрогать руками, везде залезть, что-то схватить, при этом, практически не реагируя на запреты родителей и замечания посторонних.

Андрей, как и большинство «гиперят» вмешивается в разговоры взрослых, редко употребляя местоимение «Вы», увлекшись, может забыть попросить разрешения у хозяина взять чужую вещь, а через пять минут стояния в очереди начинает бегать по магазину, натыкаясь на окружающих.  Он слишком бурно реагирует на внешние раздражители и часто ведет себя непредсказуемо. При этом, Андрюша — веселый, открытый, доверчивый и абсолютно беззлобный ребенок. Он очень эрудирован, великолепно считает, но ужасно пишет, он научился читать быстро и хорошо, но когда видит перед собой текст длиной в пару страниц начинает паниковать и сопротивляться выполнять это «слишком сложное» задание.

СДВГ-шки не могут слушать даже самую интересную книжку, не крутя что-нибудь в руках и не пританцовывая. Они спят меньше других детей,  и чаще просыпаются ночью.

В двигательной сфере у них нередко обнаруживается нарушения координации, а развитие мелкой моторики и выработка навыков существенно «запаздывает». Им сложнее научиться завязы­вать шнурки, застегивать пуговицы.  

«Гиперенок» способен потерять тетрадку в собственном портфеле, «не узнать в лицо» свою спортивную форму  и забыть в маршрутке портфель. Им тяжело сосредоточиться, и поэтому они ста­раются избежать заданий, требующих длительных умствен­ных усилий.  Их психика более уязвима к стрессам и менее вынослива к нагрузкам.  Кроме того, эти дети как зимние яблоки – «созревают» поздно, значительно дольше своих сверстников проявляя детскую непосредственность и эмоциональность. Они нетерпеливы, неспособны планировать больше чем на 20 минут вперед, и бурно реагируют на любые запреты.

Многие взрослые считают такое поведение «простой» невоспитанностью. Однако, только мамам гиперактивных детей известно, сколько усилий приходиться прикладывать, чтобы хоть как-то привести нрав их детей в соответствие с  требованиями общества.  Так что же это и в чем кроется причина подобных проблем?

Проблемные зоны

Учителя с тридцати — сорокалетним стажем, считают, что такие дети были всегда. Любители мистики утверждают, что это новое поколение «Детей Индиго».  Саентологи уверяют что СДВГ «придумали» врачи, чтобы зарабатывать деньги на медикаментозном лечении детей. Психиатры и невропатологи  – говорят о том, что такое поведение — признак легкого неврологического расстройства (или – минимальной мозговой дисфункции, ММД), которое не обнаруживается при стандартном неврологическом исследовании, но «обеспечивает» проблемы в поведении и обучении.

Примерно с конца 70-х – начала 80-х годов, его стали активно изучать, искать причины, предлагать способы лечения и, ориентируясь на основные проявления,  назвали «синдром дефицита внимания и гиперактивности».   

Существует много мнений о причинах возникновения подобного отклонения в развитии у детей.  Новомодные теории связывают проявления СДВГ с повреждениями шейных позвонков при родовой травме, засильем телевидения, наличием в рационе у детей «красителей», которые якобы влияют «на психику» и даже наличием проблем с вестибулярным аппаратом.

Однако, большинство серьезных специалистов склоняются к мультифакторному объяснению причин проявления СДВГ, считая, что синдром развивается вследствие неблагоприятных воздействий во время внутриутробного развития ребенка, при наличии наследственной, генетически обусловленной предрасположенности. Не исключают и социально-психологические воздействия (тяжелый микроклимат в семье, алкоголизм родителей, издержки воспитания).  И хотя неблагоприятные социальные и психологические условия не являются прямой причиной СДВГ, они могут усилить его проявления.

Медики, педагоги и психологи отмечают, что количество таких детей растет с каждым годом. Иногда это связывают с успехами традиционной медицины, которая «научилась» отхаживать детей из «группы риска» — рождающихся недоношенными или имеющих отклонения в развитии вследствие  гипоксии или родовых травм. Некоторые специалисты  связывают увеличение детей имеющих легкие неврологические нарушения с неблагоприятной экологической обстановкой и стрессами, которым подвергаются женщины во время беременности и воспитания ребенка.

Школа ужасов

Однако, в чем же причина поистине катастрофической «несовместимости» школы и детей, чей интеллект на фоне несоответствующей возрасту сверхподвижности и инфантильности нередко поражает непредвзятых взрослых?

Проблемы детей с СДВГ состоят скорее в том, что они неусидчивы и нетерпеливы, а свои эмоции, если и способны сдерживать, то с огромным трудом. Для них не существует слово «надо». Им практически не удается более 5-10 минут удерживать свое внимание на вещах, которые им неинтересны. При этом, они могут часами заниматься тем, что для них значимо. И эти интересы могут поражать взрослых своей неординарностью. Например, Дима почти все знает о геологическом строении земли, а Андрей – легко заткнет за пояс опытного автомеханика.

В чем же они виноваты перед школой? Исключительно в том, что требуют больше внимания, так как сами невнимательны, и больше терпения, так как находятся в постоянном движении. Они  много разговаривают и отвлекаются. Неподвижно сидеть на занятиях и усердно писать или считать – для них непосильная задача. Когда им становиться скучно они начинают вертеться и мешают «проводить урок», что вызывает закономерное раздражение учителей и одноклассников.  

Любые попытки жестко и непреклонно пресечь эту активность оказываются бессмысленны. Излишняя строгость и требовательность вызывают у детей ответную агрессию и раздражительность.  Что вызывает новые, куда более серьезные проблемы.  Ведь привыкая постоянно быть «плохим» маленькие разбышаки зарабатывают комплекс неполноценности.  И это необходимо учитывать, чего в 90% случаев не способна сделать наша школа, с ее тоталитарным подходом к воспитанию и обучению. И, к сожалению, я не знаю родителей, которым бы не довелось столкнуться с предвзятым отношением к гиперактивному ребенку. Да и сами они частенько добавляют масла в огонь, поддаваясь мнению окружающих о невоспитанности их чада, считая  эти проявления своими собственными ошибками в воспитании. Однако, специалисты знают — «плохое поведение» обусловлено объективными причинами. Они просто не могут иначе.

Но ведь никому не придет в голову ругать слабовидящего ребенка за то, что он не может рассмотреть надпись на доске, а ребенка с плохим слухом – за то, что он не расслышал вопроса?  Однако, в большинстве случаев  дети с СДВГ являются заложниками собственных физиологических проблем. 

Уроки «выживания»

Родители гиперактивных детишек, утверждают, что истории исключения их детей из самых разных школ похожи, как будто их размножали под копирку. 

Вначале, им сочувственно, но очень настойчиво рекомендуют сходить к психоневрологу, и непременно рассказать о шалостях на уроках и переменах. Когда обследование сделано и «диагноз» установлен – администрация школы, при малейших проступках ребенка, и нередко – под предлогом увольнения по собственному желанию учителя, предлагает родителям других детей писать жалобы.  А когда такая коллекция собрана – родителям «неудобного» ученика предъявляются все эти письменные свидетельства со словами «мы делали все возможное, но в связи с таким количеством жалоб вашему ребенку не место в массовой школе».

Многие родителя не выдержав такого прессинга, вынуждены переводить детей на индивидуальное обучение либо пытаться искать школу, где их бы приняли и помогли.

Разумеется, подобные ситуации только усугубляют имеющиеся проблемы, ведь нервозная обстановка создающаяся вокруг ребенка, «раздувание» скандалов при его малейших проступках не способствует его адаптации и желанию учиться. Однако, учитывая нормальный интеллект таких детей, хорошие способности и лишь незначительные неврологические проблемы,  психологи и невропатологи в один голос утверждают – эти дети, должны учиться в обычных школах. Они нуждаются в том, чтобы к ним относились также как ко всем остальным, только чуть мягче и терпеливее.

Но, сожалению, наше общество, для которого милосердие давно уже стало средством рекламы или способом заработать, и наша система образования «изгоняет» неудобных детей. И неважно как, и в какой степени выражены эти проблемы – в умственном, физическом ли развитии, или, как в описываемых случаях – в поведении.  И как оказывается на практике чем «минимальнее» проявления этих нарушений, тем сложнее родителям найти понимание и возможность решения этих проблем.  Они могут (и должны !)  требовать поддержки и понимания со стороны тех, кто профессионально занимается обучением и воспитанием.

Правила поведения

Многие специалисты сходятся во мнении, что даже без специальной коррекционной работы, приблизительно после 12 лет,  примерно у  половины детей, все основные симптомы СДВГ сглаживаются настолько, что остаются практически незаметными.  Вторая половина – может сохранить свой «взрывной» характер, импульсивность и снижение волевых качеств, попадая в группу риска по употреблению алкоголя и наркотиков. Именно эта часть детей в большей степени, ощущали свою недостатки и страдали от неприятия и в семье и в школе.  Поэтому  СДВГ нужно «просто пережить», но пережить деятельно, не пряча голову в песок, а корректируя, развивая, защищая, любя ребенка. Ведь впоследствии, когда симптомы «уходят» остается страдающий подросток, неуверенный в себе с заниженной самооценкой и невротическими реакциями. И эти «вторичные» психические образования, гораздо опаснее тех, которые были причиной их появления.

Поэтому и учителям и родителям стоит обратить внимание на то, чтобы не перегружать и без того ослабленную нервную систему ребенка. А также учитывать и некоторые другие их особенности:

  • Реакция на переутомление у таких детей может показаться парадоксальной, но устав, они кажутся еще более активными и возбужденными, и долго не могут успокоиться.
  • Синдром дефицита внимания не ограничивается только проблемой внимания, и нередко сопровождается различными трудностями обучения и общения, резкими перепадами настроения.
  • Несмотря на свою стремительность гиперактивным детям трудно переключаться с одного занятия на другое. И если какое-то увлекательное дело нужно завершить к определенному сроку – лучше предупредить об этом ребенка заранее, а иногда даже поставить будильник.
  • Дети с СДВГ не в состоянии запомнить длительную словесную инструкцию с одного раза. В связи с этим, следует спокойно относиться к тому, что некоторые вещи придется повторить несколько раз.
  • Не стоит бороться с излишней двигательной активностью ребенка. Гораздо лучше направить ее «мирное русло»  подобрав спортивную секцию по душе. Существует предположение, что с помощью двигательной стимуляции организму удается  «скомпенсировать» и развить незрелые структуры мозга.
  • Длинные задания лучше разбивать на части, так как они зачастую перегружают ребенка, и он отступает перед ними с чувством того, что «я никогда не смогу это сделать». Делая все «по частям», легко удается решить эту проблему.
  • Нередко дети с СДВГ хуже разбираются в языке жестов, интонациях и прочих «социальных намеках». И тогда их нужно учить тому, что обычно приходит «само собой». Можно тренировать и способность прогнозировать свои поступки при помощи различных историй и описания социальных ситуаций.
  • «Гиперят» нужно учить разбираться и анализировать собственные эмоции, так как такое умение – основа социального интеллекта. Понимая, прежде всего себя, человек способен понять других людей.
  • «Потолок» возможностей гиперактивного ребенка может быть значительно ниже, чем для других детей того же возраста. Об этом нужно помнить, когда возникает искушение «надавить», так как кажется, что ребенок может «постараться и сделать» что-либо, но просто не хочет.
  • С такими детьми необходимо общаться  максимально спокойно, так как будучи особо чувствительным и восприимчивым к настроению и состоянию близких людей, они «заражаются» как положительными так и отрицательными  эмоциями.

Но самое главное помнить — эти дети сталкиваются с таким количеством проблем и неудач, что им жизненно необходима похвала. Они очень нуждаются в понимании и  любви. Причем такой, когда любят не только за хорошее поведение и аккуратность, а за то, что они есть!

Пусть им не суждено стать спокойными и послушными, но  если мы, взрослые, будем хоть немного терпимее, они вырастут добрыми, умными и счастливыми людьми .

Наталья Науменко, психолог.  Мир Семьи, №11, ноябрь 2007



7 месяцев ago

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *