Можно ли пользоваться в школе электронными учебниками?

Здравствуйте,

я знаю, что в некоторых школах детям разрешают пользоваться на уроках электронными учебниками (и вроде бы даже по фгос 2015 рекомендуется пользоваться электронными учебниками?)

нам тоже очень нравиться носить в школу планшет вместо книг, очень удобно, тк до школы ребенок идет 20мин, с собой носит еще воду, перекус, спортивную форму и обувь.

все игры, интернет и тп на этом планшете заблокированы, там доступны только учебники и словарь, ребенок достает планшет только во время урока вместо учебника.

но вот проблема — в нашей сельской школе мы первые с планшетом, и столкнулись с отрицательной реакцией учителей — требуют носить именно книги, тк «закон есть закон».

чем им мешает наш планшет, не понятно. может, боятся, что другие дети тоже начнут носить планшеты, но уже с играми.

имеет ли право учитель требовать, чтобы ребенок приносил учебники именно в бумажном виде?

что может сделать учитель, если ребенок будет ходить с планшетом, несмотря на требования учителя?

мне кажется, что в будующем электронные книги будут разрешены везде, но пока новшества воспринимаются учителями в штыки (как и телефоны когда-то).

можно ли пользоваться в школе электронными учебниками

Электронный учебник — это электронная книга или планшет? Какая технология лучше подходит для такого учебника — e-ink или LCD? Можно ли использовать смартфон в качестве электронного учебника?

В статье ответы на эти и другие вопросы по внедрению электронных школьных учебников.

Электронные учебники — все только начинается

В настоящее время существует несколько версий значения словосочетания «электронный учебник» — начиная от файлов электронных версий учебных пособий и заканчивая сложными электронными устройствами, которые обновляются из централизованного источника и интерактивно взаимодействуют с учеником, включая выставление оценок, загрузку домашнего задания и другую фантастику. Время последних еще не наступило, хотя в некоторых школах в прошлых учебных годах уже были попытки по внедрению разных типов электронных учебников, правда,

результаты

позволяют сказать о том, что по причине отсутствия единой идеи и стандарта до полной интерактивности учебникам еще далеко, поэтому в рамках данной статьи электронным учебником считается электронное устройство, которое заменяет собой напечатанные школьные учебники и дополнительную литературу.

В 2016/2017 учебном году очень много детей уже использовали смартфоны больших диагоналей (5-6 дюймов), электронные книги и планшеты как некую альтернативу бумажным учебникам и оценили определенные преимущества от такой работы. Поэтому в следующем 2017/2018 учебном году многие неравнодушные родители планируют приобрести своим детям электронный учебник или смартфон, которым можно было бы заменить классические бумажные учебники и хрестоматии, чтобы не травмировать здоровье своих детей перегрузками позвоночника, но большое количество учителей в школах относятся к этой идее не слишком благосклонно, и у них есть на это свои причины:

  • Электронные учебники (в настоящее время это планшеты, электронные книги и смартфоны) отличаются от классических школьных учебников и детям трудно будет работать синхронно с классом. Действительно, электронные устройства и бумажные учебники довольно-таки сильно отличаются, но все же не настолько, чтобы это было проблемой, это подтверждают и многие дети, хотя работать на маленьких экранах действительно не очень удобно.
  • Планшеты и электронные книги имеют высокую стоимость, а на переменах всегда будут оставаться в классах (в отличие от телефонов и смартфонов) и их могут украсть. Также все знают, что бумажные учебники без последствий падают с парты на пол множество раз за свою жизнь, а электронному учебнику обычно достаточного и одного раза, к тому же они могут выйти из строя по тысяче других причин, что будет дополнительной проблемой для учителей.
  • Обычная инерционность мышления старших учителей и страх любых инноваций.

Но все же большинство учителей, особенно молодых, к идее внедрения электронных учебников относятся положительно или нейтрально, поэтому родителям остается только сделать правильный выбор. А с этим есть определенные трудности.

Сложный выбор

Надо выяснить, что должен уметь электронный школьный учебник, который мог бы стать полноценной заменой бумажных учебников:

  • Большой экран, диагональ не менее 8 дюймов. Распространенные в настоящее время 6-дюймовые устройства, особенно недорогие, показывают текст или нечетко, или слишком мелко, или приходится слишком часто скроллить страницу.
  • Разрешение не ниже 1200×800 пикселей. При меньшем разрешении теряется четкость рисунков, а текст во многих местах может быть нечитабельным.
  • Работа от батареи 6 часов или больше, учитывая старение батареи со временем. Чтобы электронный учебник не выключился в школе в ходе учебного процесса, у него должна быть мощная батарея или технология, которая позволит работать без подзарядки длительное время. Как «аварийный» вариант желательно иметь с собой внешнюю батарею любой емкости.
  • Технология цветного изображения, приближенная к бумажным учебникам, как наиболее бережливая для детских глаз.

В настоящее время на рынке нет электронного устройства, которое могло бы по разумной цене удовлетворять всем этим требованиям, поэтому вариантов электронных учебников может быть несколько. Так как большинство родителей планируют приобрести планшет или смартфон большой диагонали, то стоит заметить, что длительная работа с такими экранами не лучшим образом влияет на зрение, особенно детей, поэтому без особенного ущерба для здоровья можно использовать только электронные учебники, экран которых произведен по технологии e-ink. К сожалению, в настоящее время указанная технология не позволяет качественно воспроизводить цвета, хотя в этом направлении ведутся разработки, которые могут быть доступны на рынке уже в середине 2018 года.

В продаже есть множество устройств с экранами e-ink, которые можно использовать как электронные учебники в школе. Они могут работать неделями без подзарядки и дают минимальную нагрузку на зрение, но имеют при этом невысокую четкость изображения и отсутствие цвета, только 16 оттенков серого. Для классических произведений и некоторых учебников, где достаточно монохромного изображения и нет мелких шрифтов, использование таких устройств в качестве электронных учебников может быть идеальным, но во многих других случаях, особенно в начальных классах, без цветного изображения замена школьных учебников невозможна. Большим плюсом устройств на технологии e-ink является невозможность воспроизведения мультимедийных файлов, таким образом, электронный учебник будет именно учебником, а не обычной игровой приставкой типа планшета с десятками игр и сотнями мультимедийных «приколов» внутри.

Возможные варианты электронного учебника

1. Смешанный вариант e-ink электронного учебника

В этом варианте бумажные версии учебников и книг, в которых цвет имеет критическое значение, используются, как обычно, а в качестве электронного учебника используется электронная книга с экраном e-ink, в которую загружаются все остальные школьные учебники и дополнительная литература. В качестве электронных учебников желательно использовать электронные книги большой диагонали (например, 8-дюймовые

PocketBook InkPad 840

или больше). Использование электронных книг меньших диагоналей нежелательно, но в крайнем случае можно использовать недорогие 6-дюймовые электронные книги, например,

Digma E629

или аналогичные c разрешением не ниже 1024×758(768).

2. Полный вариант e-ink электронного учебника

В этом варианте все электронные версии учебников, книг и дополнительная литература загружены в электронную книгу с цветным экраном e-ink. Технологии производства экранов e-ink в настоящее время уже позволяют воспроизводить яркие живые цвета, но такие устройства все еще отсутствуют в продаже, к тому же ожидаемая стоимость электронных книг, которые используют такие экраны, будет очень высокой, что неприемлемо для большинства родителей. Есть смысл подождать некоторое время, так как в середине 2018 ожидается начало поставок экранов нового поколения Advanced Color ePaper (ACeP), которые очень качественно воспроизводят цвета.

3. Полный вариант LCD электронного учебника

В этом варианте все электронные версии учебников, книг и дополнительная литература загружены в планшет, обязательно с мощной батареей (более 4500 мАч) и желательно большим экраном. На экранах планшетов все цвета воспроизводятся качественно, но сама технология LCD не слишком полезна для детских глаз, к тому же мало какие планшеты большой диагонали даже с мощными батареями смогут надежно продержаться более 6 часов на одном заряде батареи, чего иногда может быть недостаточно, учитывая постепенное старение батареи.

В этом варианте может подойти, например, недорогой планшет Prestigio MultiPad Wize 3401. Естественно, что использование брендовых моделей планшетов (Samsung, Asus, Apple и т.д.) предпочтительнее, чем недорогих бюджетных моделей, но их могут позволить себе далеко не все дети и не стоит забывать, что ценные вещи могут элементарно украсть. Также можно использовать смартфон большой диагонали с нормальной батареей, например, Xiaomi Mi Max.

4. Использовать любой смартфон

Бесплатный вариант, доступный всем ученикам, у которых уже есть смартфон любой диагонали. Пользоваться сканированными копиями электронных учебников на диагоналях 5 дюймов и ниже практически нереально, но почти вся дополнительная художественная литература в текстовом виде доступна для скачивания во многих местах и она отлично отображается на большинстве современных смартфонов. Да, это не избавляет от обязанности носить бумажные учебники в школу, но таким образом можно использовать почти всю дополнительную литературу.

5. Просто подождать

Во многих школах мира (включая ближнее зарубежье) уже проводятся или планируют проводиться эксперименты по внедрению специализированных электронных учебников, и через год-два можно ожидать переход от стадии эксперимента или собственной инициативы родителей и детей к массовому внедрению в учебном процессе.

Какой вариант выбрать для электронного учебника?

  • Для средних и старших классов можно выбрать первый вариант — купить e-ink электронную книгу и носить лишь часть школьных учебников, где цвет имеет значение, а уже через год или два купить качественные цветные e-ink электронные книги или рекомендуемые Министерством образования;
  • Если средств не жалко, можно попробовать второй вариант, но есть риск того, что покупка будет неудачной, так как отзывы о современной цветной e-ink технологии не очень хорошие, поэтому разумнее подождать до выхода e-ink ACeP;
  • Если хочется все и сразу, а потенциальный вред для детских глаз ожидается меньше, чем от набитых учебниками рюкзаков на спине, то можно выбрать третий вариант;
  • Если финансовый баланс находится на нуле, то можно попробовать четвертый вариант;
  • Стоит ли выбирать пятый вариант — скорее нет, чем да, так как фраза «через год-два» запросто может стать «через пять-шесть лет» или будет реализована не очень удачно.

Маленькая хитрость: в случае, если у Вас уже есть планшет или электронная книга, но они не очень качественные, мало держат заряд батареи или Вы переживаете, что в школе их могут украсть, тогда можно загрузить в них все школьные учебники и использовать дома, а бумажные учебники оставлять в школе в надежном месте, если есть возможность. Утром перед уроками необходимо будет взять лишь нужные учебники из «надежного места», после уроков вернуть их назад, а в рюкзаке носить только тетради. Естественно, что для просмотра дома электронных копий учебников можно использовать персональный компьютер или ноутбук.

1096 юристов сейчас на сайте

  1. Категории
  2. Конституционное право

Есть ли закон запрещающий носить в школы электронные учебники (в моем случае iPad)?

////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////

23 Февраля 2017, 22:36, вопрос №1550564 Марк, г. Екатеринбург

Свернуть

Виктория Дымова

Сотрудник поддержки Правовед.ru

Ответы юристов (3)

  • Юрист, г. Ижевск

    Общаться в чате

    • 322ответа
    • 90отзывов
  • Юрист, г. Кубинка

    Общаться в чате

    • 9,6рейтинг
    • 11285отзывов
    • эксперт
  • Юрист, г. Москва

    Общаться в чате

    • 8,2рейтинг
    • 1212отзывов

Здравствуйте,

В настоящее время использовать планшет, как учебник можно только в порядке эксперимента, проводимого МинОбрНауки в рамках программы «Электронный учебник». Суть этой программы заключается в разработке приложения, позволяющего загружать на стационарный компьютер, ноутбук, планшет или даже смартфон учебные программы, пособия, учебники и даже дневники.

Сейчас такой эксперимент проводится в некоторых школах Москвы и Подмосковья в сотрудничесвте с Роснано, курирующим разработку такого приложения.

По требованиям Минобразования в реестр рекомендованных учебников могут войти только те, которые будут читаться минимум тремя операционными системами, в том числе двумя мобильными.

Использоание же в школе планшета вместо учебника (в качестве читалки для электронных копий учебников) может столкнуться с проблемой распространения авторских прав на данные учебники.

Действующее законодательсвто сейчас обязательно требует получения письменного разрешения на использоавние авторских прав на литературные произведения (исключительное право на произведение) в рамках ст. 1233 ГК РФ.

Произведения литературы, науки и искусства являются объектами авторских прав, к которым относится, в частности, исключительное право, признаваемое и охраняемое в соответствии с правилами ГК РФ (пп. 1 п. 2 ст. 1255, п. 1 ст. 1259 ГК РФ).

Согласно п. 1 ст. 1270 ГК РФ автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в соответствии со ст. 1229 ГК РФ в любой форме и любым не противоречащим закону способом (исключительное право на произведение), в том числе способами, указанными в п. 2 ст. 1270 ГК РФ. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение и без его согласия никто не может использовать его произведения.

Поэтому придется либо приобретать отдельно электронные версии каждого учебника самостоятельно родителями детей, либо заключать догвор по отдельному приложению, позволяющему осуществлять доступ к учебной базе МинОбрНауки, которое заключит индивидуальные договора с каждым автором учебников.

1 год ago

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *