Методы и формы антиалкогольного воспитания детей в семье

Бедность и преступления, нервные психические болезни, вырождение потомства – вот что делает алкоголь.

В. М. Бехтерев

Алкоголизм – негативное социальнопсихологическое явление. Пагубное воздействие алкоголя на организм человека, его здоровье, умственные возможности, дееспособность, нравственность, поведение. Отрицательное влияние алкоголизма и пьянства на воспитание детей, нравственную атмосферу семьи, ее структуру.

Разрушающее действие алкоголя на детский организм, активное повреждение алкогольным ядом развивающихся органов и тканей ребенка и, как следствие этого, умственная, психическая и физическая неполноценность, отклонения в поведении.

Причины алкоголизма и пьянства. Факторы, способствующие их росту: неизжитые бытовые традиции, отставание культурных потребностей и духовных запросов от уровня благосостояния, отсутствие целенаправленной увлекательной деятельности, рост нагрузок на нервную систему человека и употребление алкогольных напитков для эмоциональной разрядки, попустительство к явлениям пьянства и алкоголизма в отдельных коллективах и т. д.

Причины, побуждающие детей к употреблению спиртных напитков: праздничные застолья с употреблением спиртных напитков, воспринимаемые детьми как норма жизни; отсутствие высокого нравственного образца в семье, в первую очередь отца, матери; отсутствие целенаправленной совместной деятельности (трудовой, спортивной, духовной и т. д.) родителей и детей; приобщение ребенка в отдельных семьях к «безобидным» малым дозам спиртных напитков; нетрезвый образ жизни родителей.

Пути антиалкогольного воспитания детей: здоровая нравственная атмосфера семьи и трезвый образ жизни родителей.

Приобщение детей к физической культуре и спорту.

Формирование негативного отношения к алкоголизму и пьянству путем разъяснения пагубного воздействия алкоголя на организм человека, его здоровье, нравственность, поведение; формирование у детей здоровых интересов, приобщение их к высокой духовной культуре.

Литература

1. Галина, И. В. Алкоголь и дети. М., 1985.

2. Загурский, В. Н., Круглянский В. Ф. Что мы знаем об алкоголизме? Минск, 1986.

3. Кондрашенко, В. Т. Пьянство и алкоголизм у подростков. Минск, 1986.

4. Сенько, В. Г. Учителя и родители. Минск, 1988.

5. Углов, Ф. Г. В плену иллюзий. Минск, 1986.

Вопросы для собеседования

1. Вскройте пагубность влияния алкоголя на организм человека, опираясь на примеры из жизни.

2. Известный советский физиолог И. П. Павлов утверждал: «Человек может жить до 100 лет. Мы сами своей невоздержанностью, своей  беспорядочностью, своим безобразным отношением с собственным организмом сводим этот нормальный срок до гораздо меньшей цифры». Имеет ли отношение это высказывание к употреблению алкогольных напитков?

3. Проанализируйте высказывание Л. Н. Толстого: «Вино губит телесное здоровье людей, губит умственные способности, губит благосостояние семей и, что всего ужаснее, губит души людей и их потомство… Вино затемняет сознание человека и усыпляет его совесть, делает его более доступным к дурным побуждениям и поступкам. Трезвый человек посовестится сделать то, что сделает пьяный без колебаний».

4. Раскройте наиболее распространенные причины приобщения несовершеннолетних к употреблению алкогольных напитков.

5. Утратила ли злободневность эта мысль А. И. Герцена: «Вино оглушает человека, дает возможность забыться, искусственно веселит, раздражает: это оглушение и раздражение тем больше нравится, чем меньше человек развит и чем больше сведен на узкую пустую жизнь».

6. Какие, на ваш взгляд, наиболее приемлемые пути антиалкогольного воспитания в условиях семьи?

7. Согласны ли вы с мнением известного русского психиатра В. М. Бехтерева: «С тех пор как доказан безусловный вред алкоголя с научногигиенической точки зрения, не может быть даже речи о научном одобрении потребления даже малых доз алкоголя. Всем известно при том, что начало всегда выражается малыми дозами, которые постепенно переходят в дозы большие и большие по закону тяготения ко всем вообще наркотическим ядам, к каковым относится, прежде всего, алкоголь».

Педагогические ситуации для обсуждения

1. Второклассник Толя вбежал в квартиру и взволнованно выпалил: «Мама, папа, а в нашем дворе за сараями ребята вино пьют. Игорь тоже пьет». (Игорь – подросток, двоюродный брат мальчика).

—           Как вы поступите в данной ситуации:

1) Пойдете во двор, чтобы поговорить с подростками?

2) Проведете с сыном беседу о непристойном поведении подростков, о вреде алкоголя?

3) Посоветуете Толе не вмешиваться в дела старших ребят? Или предпримите чтонибудь иное?

2. Наблюдая за родителями и гостями на одном из праздничных застолий, первоклассница Таня обратилась к взрослым: «Почему вы пьете вино? Оно же губит здоровье?»

—           Как вы поведете себя в данной ситуации:

1) Одернете девочку, напомнив о бестактности вопроса?

2) Будете доказывать, что взрослым можно по праздникам немного выпить вина?

3) А может быть, этот наивный детский вопрос заставит вас сделать разумный вывод – навсегда отказаться от употребления алкогольных напитков ради будущего дочери?

3. На новогоднем застолье друг вашей семьи настойчиво предлагает вашему сыну – третьекласснику – выпить за здоровье и счастье присутствующих шампанского:

«Ведь он уже большой. Нужно постепенно приучать его культурно пить. Да это как капля лекарства». Вы, родители, смущены, озадачены. Сын нередко присутствовал на застольях взрослых, но ему никогда не предлагали спиртных напитков (так заведено в вашей семье).

—           Как вы поступите в сложившейся ситуации:

1) Позволите сыну немного выпить шампанского, чтобы не обидеть гостя?

2) Станете убеждать друга в том, что употребление алкогольного напитка даже в самых малых дозах чревато для ребенка печальными последствиями?

3) Категорично отвергнете просьбу гостя? А может быть, найдете другой выход?

4. Гуляя в парке с восьмилетнем сыном, вы стали свидетелями неприглядной сцены: на скамье сидели двое изрядно выпивших – мужчина и женщина – и возбужденно выясняли отношения, не стесняясь бранных слов. Посмотрев в их сторону, ваш сын пренебрежительно произнес: «Напились, как свиньи, и ругаются».

—           Как вы отнесетесь к тону мальчика:

1) Сделаете ему замечание: «О взрослых нельзя так говорить».

2) Одобрите его презрительное отношение к пьяным?

3) Переведете разговор на тему о причинах недостойного поведения взрослых, о пагубности пьянства? Или предпримете чтото другое?

Родителям на заметку

В последние десятилетия на основе доступности спиртных напитков, алкогольных традиций в нашем обществе и психологической настроенности на потребление алкоголя развивается алкоголизация населения.

Сложившаяся ситуация несёт неисчислимые беды обществу в целом и конкретно каждому из нас. Известно, что хулиганство и всякие преступления чаще совершают люди, находящиеся в алкогольном или наркотическом опьянении. Статистика показывает, что в возрасте до 16 лет начал употреблять спиртное каждый третий убийца, каждый второй вор и грабитель.

Очень часто люди, злоупотребляющие спиртным, являются виновниками крупных аварий и катастроф на предприятиях. Ежегодно значительное число пожаров возникает также по вине людей, находившихся в нетрезвом состоянии.

Виновниками дорожно-транспортных аварий чаще всего бывают люди злоупотребляющие алкоголем. Так 78% лиц, погибших в автомобильных катастрофах, находились в нетрезвом состоянии. По вине пьяных водителей получают увечья и даже гибнут ни в чём не повинные люди.

Неисчислимые беды алкоголь несёт семье. Страдают не только жены мужей алкоголиков, но и дети. Ежегодно из-за этого распадается более 50% семей. Распад семей ежегодно становится трагедией для более 400 тысяч детей. В последнее десятилетие растет число женщин алкоголичек, а это ещё большее зло, так как в этом случае дети часто становятся сиротами.

В семьях, где пьют родители, в 89% случаев дети рано приобщаются к спиртным напиткам. Дети и подростки, которые в раннем возрасте стали курить и выпивать очень часто становятся токсикоманами и наркоманами.

Сегодня проблема алкоголизма детей и подростков, наряду с наркоманией, стала одной из острых проблем современности не только для нашей страны. Это генетическая трагедия человечества.

Для того, чтобы изменить существующую опаснейшую тенденцию алкоголизации нашего общества надо, чтобы каждый из нас осознал, какую опасность она представляет для каждого человека, его семьи, общества.

В решении этой проблемы очень многое зависит от педагогов. Они призваны сеять в душах «разумное, доброе, вечное».

13.4. Принципы антиалкогольного воспитания

Учитель должен знать, что алкоголизм подростков отличается от алкоголизма взрослых. Если у взрослых тяга к вину проявляется через несколько лет, то у подростка может развиться в считанные недели. Алкоголизм у молодых людей начинается с катастрофически быстро нарастающей деградации личности. Для молодого организма алкоголь опасен не только возможностью заболеть алкоголизмом: любое употребление алкоголя, сколь бы «редким», «умеренным» или «культурным» оно ни было, искажает или затрудняет развитие личности подростка. Психика подростка очень чувствительна к наркотизации, которая, раз начавшись, быстро становится ведущей потребностью в жизни. Она легко конкурирует с социальными потребностями (в учёбе, труде, духовном совершенствовании и других), неминуемо вытесняя их, причем задолго до возникновения у юноши собственно алкоголизма. Начало употребления алкоголя подростками – явный признак ненормального развития личности. Здесь может быть две причины: воспитание окружающими у подростка некритического отношения к алкоголю как к естественному компоненту жизни; недостаточно сформированная у школьника потребность в обучении, отчуждение от школы.

Для организации противоалкогольной работы учителю, как и родителям, необходимо знать факторы риска алкоголизма.

Способствует приобщению подростка к алкоголю незрелость личности. Подросток стремится жить «по-взрослому», не имея для этого ни опыта, ни знаний. Он еще плохо ориентируется в различных образцах социального поведения, не всегда выбирает для подражания лучшее. Педагогам принадлежит основная роль в профилактике и такого предрасполагающего фактора, как нездоровая психологическая атмосфера в школьном коллективе, классе (группировки, частые конфликты, лидерство школьников с антиучебными, антисоциальными установками, начавших выпивать, разделение класса на хорошо и плохо успевающих, неприязнь и презрение первых по отношению ко вторым). Все это приводит к разобщению класса: школьники утрачивают интерес к учебе, приобщаются к вину. Один из факторов риска приобщения к вину – отсутствие единой, общей для всего педагогического коллектива школы позиции трезвенничества.

Алкогольному воспитанию способствует доброжелательное отношение к алкоголю в семье. Нередко еще в среде педагогов приходится слышать мнение, что не следует слишком широко и открыто вести разговоры о пагубном влиянии алкоголя. Это ложное мнение. Во-первых, практически все дети до 16 лет пробовали спиртное, а во-вторых, подросткам пойдет только на пользу, если они заранее узнают, что по мировой статистике более 60% неполноценных детей рождаются от родителей – любителей выпить и алкоголиков, что настоящим мужчиной становится не тот, кто, подражая пьянице-отцу, смело опрокидывает стопку, а в ком воля и твердое слово противостоят дурному примеру. Необходимо создавать обычаи трезвого образа жизни. Отказ от рюмки по традиционным поводам: день рождения, проводы в армию, свадьба, первая получка или стипендия и т.д. – потребует сначала немалого мужества, но именно такой отказ и является наиболее радикальным средством против пьянства. Проводя беседу на антиалкогольную тему, педагог должен быть готов к анализу любого факта, который предложат учащиеся. Совершенно недопустимо аргументировать за трезвый образ жизни тем, что «вам нельзя пить, потому что вы еще молоды». Такой запрет унижает подростка, который как раз спешит повзрослеть, усвоить нормы взрослых. В профилактике алкоголизации среди молодежи играют определенную роль инспекции по делам несовершеннолетних. Они работают с неблагополучными детьми, родители которых пьянствуют, не занимаются воспитанием. В этой работе инспекции участвуют педсоветы школы. Антиалкогольная работа в школе требует умелого использования всех возможностей урочного и внеурочного времени, повседневной, вдумчивой работы всего педагогического коллектива школы. Учитель должен знать особенности алкогольной ситуации как в школе, так и в микрорайоне школы, в семьях учащихся.

Наиболее плодотворной антиалкогольная работа является в младшем школьном и подростковом возрасте. Если эту работу начать в 9-10 классах, то она, как правило, не дает желаемого результата. Учителя 1-4 классов, знакомя учащихся с Правилами для учащихся, дают первую информацию о вреде алкоголя. К.Д.Ушинский утверждал, что задача воспитания – формирование характера, а характер складывается из прирожденных наклонностей и приобретенных убеждений и привычек.

Приобретение привычки и есть тот процесс, в ходе которого убеждения превращаются в наклонности, а мысль переходит в дело. Вырабатывая у школьников трезвеннические привычки, учитель должен предоставить ученикам возможность самим оценивать свои действия и поступки. Воспитание трезвости у учащихся 5-7 классов имеет свою специфику, так как начинается предметное обучение и возникает возможность для учителя расширить антиалкогольное воздействие, вырабатывая у детей отрицательное отношение к алкоголю.

В 8-9 классах антиалкогольная работа углубляется, учащиеся шире знакомятся с историей вопроса, с нравственными категориями. Подростки проявляют большую социальную активность: у них повышается интерес и к вопросам алкоголя. Антиалкогольное воздействие будет более эффективным, если будет опираться на значимые для этого периода жизни ценностные ориентации подростка. В старшем школьном возрасте (10-11 кл.) происходит нравственное становление личности, закрепляются трезвеннические убеждения. Учителя углубляют научную противоалкогольную информацию.

Большую пользу приносит изучение в школе основ антиалкогольного законодательства. Законодательством предусмотрены меры предупреждения распространения алкоголизма среди молодежи. Родители, подверженные пьянству, могут быть лишены родительских прав, запрещена продажа алкогольных напитков несовершеннолетним. На родителей и других виновных в состоянии опьянения несовершеннолетних накладывается штраф. Если до состояния опьянения несовершеннолетнего довело лицо, от которого он находится в служебной зависимости, то на него накладывается штраф, исправительные работы или лишение свободы до 1 года. Вовлечение несовершеннолетнего в пьянство, то есть систематическое доведение до состояния опьянения, независимо от родственных связей предусматривает лишение свободы виновного сроком до 5 лет. Запрещен прием несовершеннолетних на работу, связанную с производством, хранением и торговлей спиртными напитками.

На практике учитель вместо того, чтобы найти правильный подход к ученику, прибегает к угрозам, наказаниям, в то время как должна использоваться стимулирующая, поощрительная сила положительных примеров. Хороший способ, с помощью которого можно повлиять на подростка, — это говорить с ним не о том, чего хочет добиться педагог, а о том, что волнует подростка. У любого мальчика или девочки есть какие-то привязанности, склонности, любимое занятие. Поэтому в беседе с мальчиком, употребляющим спиртное, не следует говорить ему о том, что он поступает плохо, а лучше напомнить о том, что алкоголь может стать серьёзным препятствием для игры в хоккей или футбол (если подросток увлекается спортом), может ослабить мышечную силу. Секрет успеха воспитателя часто заключается в способности рассматривать проблему или конфликтную ситуацию с точки зрения подростка и разрешить её как с учетом своих педагогических интересов, так с учетом интересов подростка. Понять подростка, а тем более заставить расстаться со своими привычками очень трудно. И здесь педагогу может помочь прием: делать для детей то, что вам бы хотелось получить от них. Подросток так же, как и педагог, хочет признания и одобрения. Не следует начинать разговор с подростками со слов: «А вот я тебе сейчас докажу…» Это все равно, что сказать: «Ты еще молод, а я умнее». Такие беседы сразу же настраивают подростка против педагога. Лучше, если подросток не предполагает, что учитель хочет в чем-то переубедить, делать это надо тонко, тактично.

Антиалкогольное воспитание в школе складывается из ряда взаимосвязанных этапов.

1 этап – подготовительный: анализируется обстановка в семье, состояние правопорядка в микрорайоне, изучаются потребности школьника.

2 этап – непосредственное планирование работы с учетом обстановки и рекомендаций. При этом учитывают особенности школы: материальная база, педагогические кадры, возможности родительского комитета.

3 этап – координация действий с общественными организациями.

4 этап – контроль за мероприятиями, подведение итогов на педсовете.

Противоалкогольная работа педагога начинается с ликвидации факторов риска приобщения подростков к вину. Изучаются семьи школьников. В результате учитель может заранее предвидеть, кто из школьников может стать «алкогольным» лидером среди ребят. Вместе со школьным врачом учитель выявляет отклонения в состоянии здоровья школьников. Для переориентации детей с отрицательной направленностью возможны различные способы воспитательного воздействия: через лидера группы, через шефа.

Взгляды на алкоголь формируются у человека очень рано. Опросы школьников (и дошкольников) показывают, что у них уже есть определенная система знаний и представлений о своем «алкогольном» поведении в будущем, формирующаяся под воздействием взрослых, из наблюдений ребёнка за их «алкогольным поведением».

Количество детей как бы запрограмированных на последующее приобщение к вину с возрастом увеличивается, в итоге большая часть молодежи еще до встречи с вином заранее как бы психологически подготовлена к нему и ждет его. «Сознание наше и наша воля должны постоянно стоять настороже против дурной привычки, которая, залегши в нашей нервной системе, подкарауливает всякую минуту слабости, чтобы ею воспользоваться», — как говорил К.Д.Ушинский. Привычка к пьянству не исчезает механически, как результат совершенствования объективных условий жизни и повышения общей воспитанности и культуры. Исторический и современный опыт доказывает, что без специальных мер против «пьянства и алкоголизма» их искоренение затруднено.

Наибольшую эффективность дает профилактическая воспитательная работа с детьми и подростками.

Профилактика включает санитарное просвещение, а также выявление групп повышенного риска. Информационными каналами санитарного просвещения служат лекции, беседы, брошюры, популярные книги, специальные телевизионные и радиопередачи, кино- и видеофильмы.

Во всём мире растёт употребление психоактивных веществ (ПАВ) — алкоголя, наркотиков и токсических веществ детьми и подростками. Это одна из самых тяжёлых социальных болезней начала XXI века, приводящая к задержке и даже остановке развития мышления, формирования этических и эстетических категорий у подростков. Она часто заканчивается наркоманией — стойкой наркотической зависимостью, попаданием в криминальный мир, деградацией личности и разрушением организма.

Причины.

Объективные причины связаны с влиянием социальной среды: питейные (алкогольные) обычаи, обрядовые нормы поведения населения, бытовое пьянство, молодёжные группировки, СМИ. К этому добавляются психологические особенности подросткового возраста. Субъективные причины — алкогольные установки и представления, отсутствие научных знаний о механизме действия алкоголя и наркотиков на организм человека. Употребление токсических веществ выступает как составная часть молодёжной культуры, средство решения (облегчения) стоящих перед подростком проблем (общения, самоутверждения, ухода от действительности и др.). В некоторых случаях имеются неблагоприятные биологические факторы (предрасположенность к алкоголизму).

Задачи антиалкогольного воспитания:

  • информировать детей и подростков о действии ПАВ;
  • воспитывать трезвеннические установки у подрастающего поколения;
  • воспитывать в сознании детей нетерпимое отношение к любым проявлениям алкоголизма и наркомании;
  • воспитывать личностную стойкость по отношению к ПАВ;
  • опираться на нравственное начало в антиалкогольном и антинаркотическом воспитании;
  • обучать детей здоровому образу жизни и создавать условия для его реализации;
  • включать профилактику алкоголизма и наркомании среди детей и подростков в содержание нравственного воспитания как составную часть;
  • интегрировать усилия школы, семьи и общественности, параллельное просвещение детей и родителей.

Принципы профилактики антиалкогольного воспитания:

  1. системность — учёт в профилактической работе всей совокупности личностных и социальных факторов, определяющих готовность детей как к реализации безопасного поведения, так и поведения рискованного, девиантного — в их взаимосвязи и взаимодействии;
  2. парциальность — представление о воспитании антинаркотической устойчивости как о части общего воспитательного процесса, который направлен к тому, чтобы формировать психогигиенические основы поведения и обеспечивать устойчивость в отношении всей «суммы» факторов риска;
  3. проблемная адекватность — максимальное отражение в содержании программы реальных жизненных проблем, актуальных для конкретной возрастной группы и имеющих непосредственное отношение к возможному приобщению к ПАВ (в том числе — в конкретном городе, районе, школе);
  4. когнитивная адекватность — обязательное соответствие содержания учебных материалов и методических приёмов, языка общения с детьми во время занятий по их интеллектуальному развитию, особенностям возрастной психологии восприятия и усвоения материала, в том числе в игровой практике;
  5. социально-культурная адекватность — учёт свойственных именно нашей культуре (и её местным формам) социальных ценностей и механизмов личностного развития, принятых форм обучения, а также поведения, общения, проведения досуга, включая ритуалы потребления алкоголя и других ПАВ;
  6. наркологическая адекватность — учёт типичных для России форм потребления различных ПАВ, видов «любимых» ПАВ, действующих механизмов вовлечения в их потребление, особенностей «народного» отношения к злоупотребляющим ПАВ — пьяным, наркоманам;
  7. использовать феномены массового сознания, массовой культуры (с учётом их возрастного аспекта);
  8. персонификация — при возможности обеспечивать прямое, личное, персональное воздействие на детей, с одной стороны, их любимых героев кино и эстрады, и с другой — победивших порок — бывших больных, имеющих личное право говорить о необходимости отказа от ПАВ, чем достигается подлинность, доверительность воздействия;
  9. обязательный альтернативный выигрыш — побуждать к выбору-отказу от нежелательного поведения в пользу поведения, представляющегося выигрышным в плане реализации значимых желаний и потребностей; при этом реестр альтернативных личностно-социальных ценностей должен быть адекватен уровню развития конкретной возрастной группы (для младших детей: «Я не буду курить и тем более пить, потому что я хочу быть сильным, умным, красивым»);
  10. опережающее обучение — заблаговременное начало профилактического обучения — минимум за три года до возникновения необходимости принимать проблемные решения в отношении тех или иных ПАВ.

Содержание.

Правовая основа антиалкогольного и антинаркотического воспитания — юридически закреплённый принцип недопустимости употреблять алкоголь и наркотики детьми и подростками. Закон предусматривает административную ответственность родителей или других лиц за вовлечение несовершеннолетнего в пьянство и употребление наркотиков. Появление несовершеннолетних (до 16 лет) в пьяном виде в общественных местах влечёт за собой наложение штрафа на их родителей. Продажа спиртных напитков лицам до 18 лет запрещена.
В образовательных учреждениях противоалкогольное и противонаркотическое просвещение проводится на протяжении всех лет обучения с учётом возрастных особенностей детей и с использованием всех возможных методов: вербальных (лекции, беседы), наглядных (показ действия алкоголя на живое) и практических (обучающие игры, пример взрослых). Кроме того, в воспитательных учреждениях предусматривается:

  • индивидуальная и конфиденциальная работа с ребёнком;
  • широкая пропаганда среди населения, родителей и самих детей, направленная к тому, чтобы формировать противоалкогольное общественное мнение;
  • сапитарно-гигиеническое просвещение, пропаганда здорового образа жизни;
  • работа с семьёй, с родителями по обучению их методам семейного воспитания;
  • работа с пьющими родителями;
  • организация свободного времени детей и подростков, предоставление им возможности занятий по интересам;
  • вовлечение в антиалкогольное воспитание всех СМИ;
  • организация физкультурной, оздоровительной и спортивной работы, туризма;
  • приобщение подростков к трудовой деятельности.

Органы правопорядка, обращая особое внимание на подростков, часто употребляющих алкоголь:

  1. налаживают систему выявления, учёта, активного социального и медицинского наблюдения за ними;
  2. организуют специализированные подростковые кабинеты при психоневрологических и наркологических диспансерах;
  3. проводят коррекцию ближайшего социального окружения подростка;
  4. мобилизуют общественность, органы самоуправления на борьбу с пьянством.

Особенность технологии антиалкогольного воспитания в том, что этот процесс сложный и длительный. В нём возможны и временные компромиссы (а не безоговорочные запреты), терпеливая и постепенная подготовка молодого человека к правильной оценке своего образа жизни.

Программа «Трезвость и будущее»

Автор А.А. Лавров — руководитель центра «Гармония», г. Рыбинск.
Основная задача программы — возбудить народную активность по борьбе с пьянством. Для этого надо дать людям необходимые знания, возможность заботиться о своём будущем, проявлять инициативу.

Укрепление механизма правовой (юридической) защиты социальной инициативы граждан в рамках реализации программы:

  1. принять законы и акты по запрещению продажи детям алкогольной продукции;
  2. разработать и принять государственный и местные законы об основах антиалкогольной политики;
  3. жёстко контролировать исполнение законов, проведение детских и юношеских мероприятий, исключающих нетрезвое состояние молодёжи;
  4. отнести алкоголесодержащую продукцию к продукции наркотической с соответствующим контролем её распространения, реализации и рекламы;
  5. создать специальное арбитражное судопроизводство, обеспечивающее защиту и контроль за исполнением программы;
  6. вовлекать ведомства и организации в практическое решение задач программы; придать им статус государственного заказчика.

Массовая пропаганда знаний по трезвости, духовному развитию и психической саморегуляции:

  1. квалифицированные лекции, беседы, игры в детских учреждениях, школах, вузах;
  2. выступления специалистов на массовых собраниях, митингах, общественных мероприятиях;
  3. широкое использование СМИ (газеты, радио, телевидение);
  4. выпуск агитационно-информационных листовок, брошюр, плакатов;
  5. разработка «учебников трезвости» и введение их в обязательные школьные программы;
  6. созыв учредительных съездов, конференций, проведение праздников трезвости, здоровья с целью формирования нового трезвеннического мышления;
  7. пропаганда здорового питания, дыхания, чистоты организма по Уокеру, Бреггу, Семёновой, Норбекову, Фотиной, Корбетт и др.

Массовая работа по отрезвлению, снятию наркотической зависимости и реабилитации населения:

  1. создание антиалкогольных психологических центров;
  2. курсы трезвости в городах и районах, на предприятиях в организациях, учреждениях и др.;
  3. психологические антиалкогольные консультации при больницах, родильных домах, ЗАГСах;
  4. сотрудничество с зарубежными организациями (анонимные алкоголики — США, лига трезвости и культуры — СНГ, Европа- 2006 — Евросоюз);
  5. организация школ, клубов, секций в целях изучения духовно-религиозных учений, приобщение к основам духотворчества;
  6. изучение наследия Л. Толстого, Ф. Достоевского, А. Коровина, А. Мендельсона, В. Дроздова и других великих примеров трезвеннической нравственной литературы;
  7. организация комнат психологической разгрузки в реабилитационных центрах, учреждениях, организациях.

Помощь в трудоустройстве людей, покончивших с пьянством, в их социальной адаптации и закреплении трезвеннического мировоззрения.

  • Создание института социальных работников и психологов по профилактике раннего алкоголизма и психическому здоровью.
  • Широкое создание групп туризма, закаливания, экологической помощи природе, изучение наследия П.К. Иванова.
  • Целевая работа по охране окружающей среды.
  • Всемерная помощь в развитии благотворительности, попечительства, забота о людях и природе.

Модель «Исправительное (пенитенциарное) учреждение»

Крайние формы отклоняющегося поведения несовершеннолетних представляют противоправные действия (прописанные в Гражданском или Уголовном кодексах). Чаще всего подросток оказывается на скамье подсудимых по наивности, по незнанию законов (что не освобождает от наказания), под влиянием взрослых преступных элементов или через участие в группировке. Правоохранительные органы заводят на правонарушителя дело, расследуют преступление и передают дело в комиссию по делам несовершеннолетних либо в суд.
По определению суда несовершеннолетний правонарушитель может попасть в изолятор, в трудовую колонию или спецшколу. В этих учреждениях находящиеся под следствием или приговорённые судом содержатся под охраной, за колючей проволокой, где соблюдается тюремный режим.
По отношению к несовершеннолетним суд основывается на презумпции невиновности, принципе спасения, защите прав ребёнка, максимальном смягчении наказания. В детских исправительных учреждениях стремятся создать максимально благоприятную среду для перевоспитания.
Однако соприкосновение подростка с преступным миром, в котором действуют уголовные правила и законы (месть, беспрекословное подчинение вожаку, извращённые ритуалы посвящения, асоциальные взгляды на труд и на воровство и т.д.), часто служат той «школой», которая ещё больше развращает подростка.

Предтечи, разновидности, последователи

Исправительные учреждения (колонии) для малолетних правонарушителей в России (В.Н. Сорока-Росинский, С.Т. Шацкий, М.М. Пистрак) накопили большой опыт.
Широкую известность получила работа колоний им. М. Горького и им. Ф.Э. Дзержинского, которыми руководил А.С. Макаренко. В колонии для несовершеннолетних преступников А.С. Макаренко разработал и ввёл принципы отношений педагогов и воспитанников:

  • равенство прав и обязанностей воспитателей и воспитанников;
  • чёткая организация труда — основы перевоспитания;
  • приоритетная роль общественного самоуправления в лице совета командиров и общего собрания;
  • перечень серьёзных проступков: лень, отклонение от тяжёлой работы, оскорбление товарища, нарушение интересов коллектива.
  • Наилучшим образом проблема перевоспитания решается с помощью психолого-педагогических методов, разработанных А.С. Макаренко и апробированных в его педагогической деятельности.
  • Метод переубеждения — воспитаннику предоставляются убедительные аргументы, его включают в критический анализ своих поступков.
  • Метод переучивания — чтобы включить воспитанника в новый нравственный опыт, требуется предварительная организаторская работа.
  • Метод переключения — занятие подростка трудом, учёбой, спортом, новой общественной деятельностью.
  • Метод «взрыва» — педагогический приём представляет сильное педагогическое воздействие.

Центр социальной реабилитации А.Г. Петрынина (г. Хабаровск)

— полный комплекс психолого-педагогичсской и медицинской системы, включающий интернат, приют, общеобразовательную школу, ПТУ, кабинеты медико-психологической помощи (с врачами всех детских профилей).
Одни дети поступают в центр Петрынина по своему желанию, от родителей, других педагоги находят в подвалах, на улице, некоторых берут прямо из зала суда (под ответственность директора).

Литература
1. Беличева С.А. Основы превентивной психологии.М., 1993.
2. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. М.: Академия, 2000.
3. Белых Г., Пантелеев Л. Республика ШКИД. М., 1991.
4. Данилин Е,М. Использование системы А.С. Макаренко в деятельности ВТК: Учебное пособие. М., 1991.
5. Дубинин Н.П. Что такое человек. М.,1983.
6. Дулинова Л.Т. и др. Детская безнадзорность: состояние и пути преодоления. М., 2000.
7. Зуева С.В. Комиссия по делам несовершеннолетних и защита их прав:
инновационная социально-педагогическая модель. Ярославль, 2000.
8. Иванов В.Н., Патрушев В.И. Социальные технологии. М., 1999.
9. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях от 20.06.84.
10. Кон И.С. Ребёнок и общество. М.,1988.
11. Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде. М.,2000.
12. Королёв В.В. Психические отклонения у подростков-правонарушителей. М.,1992.
13. Макаренко А.С. Педагогическая поэма. Флаги на башнях. М., 1981.
14. Менеджмент социальной работы / Под ред. Е.И. Комарова и А.И. Войтенко. М.,1999.
15. Неформальные объединения молодёжи вчера, сегодня… А завтра? / Под ред. В. Семёнова. М., 1988.
16. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. М.: ТЦ «Сфера», 2001.
17. О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними, защите их прав. Указ Президента РФ от 06.09.1993.
18. Организация исправления и перевоспитание осуждённых / Под ред. А.И. Зубкова, М.П. Стуровой. М.,1982.
19. Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся и психолого-педагогическои и медико-социальной помощи. Постановление Правительства РФ № 867 от 31 июля 1998 г.
20. Сорока-Росинский В.Н. Школа им. Достоевского: Пед.соч. М.,1991.
21. Социальная педагогика / Под ред. проф. В.А. Никитина. М., 2000.
22. Социальная реабилитация дезадаптированных детей и подростков в специализированном учреждении / Г.М. Иващенко и др. М., 1996.
23. Технологии социальной работы:
Учебник / Под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. М.,2001.
24. Уголовный кодекс РФ от 13.06.96.
25. Фомина Л.А. О самом сокровенном: гармония сексуальных отношений. М.,1990.
26. Семёнова И.И. Такой незнакомый Я. М., 1992.
27. Корбетт М.Л. Как приобрести хорошее зрение без очков. СПб., 1997.
28. Иванов П.К. Труды. М.: Канон, 1992.

Опубликовано 20.06.2018.

Работа наркопоста школы

с родителями школы

на тему:

«Антиалкогольное

воспитание детей в семье»

С. Яготино 2010 г

Бедность и преступления, нервные психические болезни, вырождение потомства – вот что делает алкоголь.

Алкоголизм – негативное социально-психологическое явление. Пагубное воздействие алкоголя на организм человека, его здоровье, умственные возможности, дееспособность, нравственность, поведение. Отрицательное влияние алкоголизма и пьянства на воспитание детей, нравственную атмосферу семьи, ее структуру.

Каковы причины алкоголизма и пьянства, факторы, способствующие их росту: неизжитые бытовые традиции, отставание культурных потребностей и духовных запросов от уровня благосостояния, отсутствие целенаправленной увлекательной деятельности, рост нагрузок на нервную систему человека и употребление алкогольных напитков для эмоциональной разрядки, попустительство к явлениям пьянства и алкоголизма в отдельных коллективах и т. д.

Причины, побуждающие детей к употреблению спиртных напитков: праздничные застолья с употреблением спиртных напитков, воспринимаемые детьми как норма жизни; отсутствие высокого нравственного образца в семье, в первую очередь отца, матери; отсутствие целенаправленной совместной деятельности (трудовой, спортивной, духовной и т. д.) родителей и детей; приобщение ребенка в отдельных семьях к «безобидным» малым дозам спиртных напитков; нетрезвый образ жизни родителей.

Пути антиалкогольного воспитания детей в семье: здоровая нравственная атмосфера семьи и трезвый образ жизни родителей.

Приобщение детей к физической культуре и спорту.

Формирование негативного отношения к алкоголизму и пьянству путем разъяснения пагубного воздействия алкоголя на организм человека, его здоровье, нравственность, поведение; формирование у детей здоровых интересов, приобщение их к высокой духовной культуре.

Вопрос для собеседования

1. Известный советский физиолог утверждал: «Человек может жить до 100 лет. Мы сами своей невоздержанностью, своей беспорядочностью, своим безобразным отношением с собственным организмом сводим этот нормальный срок до гораздо меньшей цифры». Имеет ли отношение это высказывание к употреблению алкогольных напитков?

Ситуации для обсуждения

1. Второклассник Толя вбежал в квартиру и взволнованно выпалил: «Мама, папа, а в нашем дворе за сараями ребята вино пьют. Игорь тоже пьет». (Игорь – подросток, двоюродный брат мальчика).

—  Как вы поступите в данной ситуации:

1) Пойдете во двор, чтобы поговорить с подростками?

2) Проведете с сыном беседу о непристойном поведении подростков, о вреде алкоголя?

3) Посоветуете Толе не вмешиваться в дела старших ребят? Или предпримите чтонибудь иное?

2. Наблюдая за родителями и гостями на одном из праздничных застолий, первоклассница Таня обратилась к взрослым: «Почему вы пьете вино? Оно же губит здоровье?»

—  Как вы поведете себя в данной ситуации:

1) Одернете девочку, напомнив о бестактности вопроса?

2) Будете доказывать, что взрослым можно по праздникам немного выпить вина?

3) А может быть, этот наивный детский вопрос заставит вас сделать разумный вывод – навсегда отказаться от употребления алкогольных напитков ради будущего дочери?

3. На новогоднем застолье друг вашей семьи настойчиво предлагает вашему сыну – третьекласснику – выпить за здоровье и счастье присутствующих шампанского:

«Ведь он уже большой. Нужно постепенно приучать его культурно пить. Да это как капля лекарства». Вы, родители, смущены, озадачены. Сын нередко присутствовал на застольях взрослых, но ему никогда не предлагали спиртных напитков (так заведено в вашей семье).

—  Как вы поступите в сложившейся ситуации:

1) Позволите сыну немного выпить шампанского, чтобы не обидеть гостя?

2) Станете убеждать друга в том, что употребление алкогольного напитка даже в самых малых дозах чревато для ребенка печальными последствиями?

3) Категорично отвергнете просьбу гостя? А может быть, найдете другой выход?

4. Гуляя в парке с восьмилетнем сыном, вы стали свидетелями неприглядной сцены: на скамье сидели двое изрядно выпивших – мужчина и женщина – и возбужденно выясняли отношения, не стесняясь бранных слов. Посмотрев в их сторону, ваш сын пренебрежительно произнес: «Напились, как свиньи, и ругаются».

—  Как вы отнесетесь к тону мальчика:

1) Сделаете ему замечание: «О взрослых нельзя так говорить».

2) Одобрите его презрительное отношение к пьяным?

3) Переведете разговор на тему о причинах недостойного поведения взрослых, о пагубности пьянства? Или предпримете что-то другое?

Литература

1. Галина, и дети. М., 1985.

2. Загурский, В. Н., Круглянский мы знаем об алкоголизме? Минск, 1986.

3. Кондрашенко, и алкоголизм у подростков. Минск, 1986.

4. Сенько, и родители. Минск, 1988.

5. Углов, Ф. Г. В плену иллюзий. Минск, 1986.

1 год ago

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *