Лечение гиперактивность у детей дошкольного возраста лечение

Гипеактивность считается серьезной патологией, связанной с поведением и психоэмоциональным состоянием ребенка.

У детей с таким диагнозом возникают трудности в социальной адаптации, и возникает риск дезадаптации.

Спровоцировать развитие такой патологии могут многочисленные факторы, включая образ жизни матери при беременности.

Исключить негативные последствия гиперактивности у детей дошкольного возраста можно только своевременным и комплексным лечением.

Общая информация

Гиперактивность представляет собой многоплановое расстройство определенных функций головного мозга, связанных с чрезмерным образованием нервных импульсов.

Такая патология становится главной причиной чрезмерной активности ребенка, которая мешает ему концентрировать внимание и собственные эмоции.

Симптоматика гиперактивности может напоминать неврозы или поведение обычного подвижного малыша. Распознать истинные признаки данного состояния может только квалифицированный специалист на основании комплексного обследования.

к содержанию ↑ Как связана с синдромом дефицита внимания?

Гиперактивность на протяжении длительного времени относили к патологическим состояниям мозга.

Наличие многочисленных исследований специалистов привело к выделению данного состояния в отдельный вид заболевания, а повышенную активность ребенка стали связывать с синдромом дефицита внимания.

В современной медицинской практике гиперактивность подразделяют на несколько форм развития. Каждый из типов находится в тесной взаимосвязи с дефицитом внимания.

Формы патологии:

  • сочетание гиперактивности с синдромом дефицита внимания;
  • дефицит внимания без гиперактивности;
  • гиперактивность без дефицита внимания.

к содержанию ↑ Симптомы и признаки

Симптоматика гиперактивности у детей начинает развиваться практически с рождения. Такие малыши чрезмерно активны, но у них развивается отставание в физическом развитии.

Вспышки яркого света, речь, некоторые предметы вызывают у них бурное реагирование, свидетельствующее о наличии повышенной чувствительности к раздражителям.

Если у ребенка в поведении присутствует несколько признаков гиперактивности, то консультация со специалистом должна быть проведена обязательно.

Признаки у малышей и дошкольников:

  • задержка речевого развития;
  • хаотичность движений;
  • нарушение памяти;
  • чрезмерная физическая активность;
  • повышенная чувствительность к внешним раздражителям;
  • эмоциональная нестабильность и плаксивость;
  • нарушение концентрации внимания;
  • беспокойный сон и трудности с засыпанием;
  • нарушение моторики движений.

Гиперактивность не оказывает влияния на умственные способности ребенка после начала посещения им школы, но данная патология может стать причиной снижения его успеваемости до критичных показателей.

Причинами плохих оценок и трудностей с восприятием материала будет повышенная физическая активность, отсутствие способности спокойно сидеть на уроках, постоянное отвлечение на окружающие предметы и ситуации.

У детей с диагнозом гиперактивности имеется риск развития нервного тика или других заболеваний, связанных с психоэмоциональным состоянием.

Признаки у детей школьного возраста:

  • самокритичность и заниженная оценка своих способностей;
  • чрезмерная суетливость;
  • рассеянность в концентрации на определенной теме;
  • нарушение координации движений и неуклюжесть;
  • затруднения с концентрацией внимания;
  • вспыльчивость и раздражительность;
  • нетерпеливость;
  • частые головные боли;
  • развитие фобий;
  • энурез.

к содержанию ↑ Причины и провоцирующие факторы

Причины развития гиперактивности у ребенка подразделяются на две категории — негативные факторы воздействия в период вынашивания плода и обстановка, окружающая малыша после рождения.

Ко второй категории относятся слишком предвзятое отношение взрослых, конфликтные ситуации, а также легкомысленное отношение родителей к воспитанию ребенка.

Провоцируют развитие гиперактивности до рождения ребенка следующие факторы:

  • патологии во время беременности;
  • родовые травмы и сложные роды;
  • преждевременные роды или дефицит веса ребенка при рождении;
  • неправильное питание и злоупотребление вредными привычками во время беременности;
  • проведение родов с помощью кесарева сечения;
  • неправильный образ жизни во время беременности.

к содержанию ↑ Диагностика

Диагностика гиперактивности осуществляется в несколько этапов. Сначала обследование ребенка проводится в форме интервью или беседы. Первичный осмотр проводят невролог, психолог и психиатр.

На основании собранных данных специалисты ставят первичный диагноз, для подтверждения которого назначаются специальные процедуры и тестирования. В течение полугода родителям необходимо внимательно следить за поведением ребенка и сообщать о своих наблюдениях врачам.

К методам диагностики относятся следующие процедуры:

  • нейроскопическое тестирование;
  • МРТ головного мозга;
  • общий анализ крови и мочи;
  • биохимический анализ крови и мочи;
  • ЭЭГ и ЭхоКГ;
  • дополнительная консультация эндокринолога, логопеда, офтальмолога, отоларинголога и эпилептолога.

к содержанию ↑ Что делать, если поставили такой диагноз?

Реакция родителей на диагноз гиперактивности у ребенка может быть неоднозначной. Некоторые из них испытывают панику, другие — считают, что повышенная активность пройдет самостоятельно после переходного возраста.

Оба мнения ошибочны. Если диагноз подтвержден, то ребенку необходима квалифицированная и полноценная помощь.

Терапия может длиться годами. Родителям необходимо запастись терпением и соблюдать все рекомендации специалистов.

При гиперактивности у ребенка родителям необходимо выполнить следующие действия:

  • провести комплексное обследование ребенка и подтвердить диагноз;
  • создать максимально благоприятные условия для ребенка;
  • научиться контролировать свои эмоции и уделять внимание своим действиям;
  • соблюдать все назначенные процедуры;
  • воспользоваться помощью психолога и психотерапевта.

к содержанию ↑ Советы родителям по коррекции детского поведения

Дети с установленным диагнозом гиперактивности отличаются повышенной чувствительностью психики.

В период лечения родителям необходимо создать для малыша максимально благоприятную обстановку и исключить провоцирующие факторы.

Внимание следует уделять режиму дня, играм, питанию, физической активности и процессу обучения.

Несколько советов родителям:

  1. В играх с ребенком должны быть исключены элементы соревнований (реакция ребенка на проигрыш может снизить эффективность проводимой терапии).
  2. Выбирая секции для детей, необходимо исключать перспективу проведения соревнований (детская психика должна быть защищена от потенциально негативных факторов).
  3. Ребенка надо как можно чаще хвалить (похвала повысит его самооценку и придаст уверенности в себе).
  4. Родители должны корректно обозначать запреты и ставить перед ребенком конкретные задачи (можно давать ребенку простые, но регулярные поручения — после сна заправлять кровать, выносить мусор, убирать игрушки после игры и пр.).
  5. Ребенка надо приучать к последовательности действий (например, после игры надо собрать игрушки, вымыть руки и только после этого обедать).
  6. Ребенка надо приучать к определенному распорядку дня (ложиться спать малыша надо приучать в одно и то же время ежедневно).
  7. Родители должны устанавливать и контролировать временные рамки перед ребенком (просмотр телевизора, игра на компьютере и другие развлечения должны занимать определенное время).
  8. Огромной пользой для эмоционального состояния ребенка обладают спортивные, но в тоже время спокойные занятия (плавание, конные прогулки, езда на велосипеде, катание на коньках или лыжах).

к содержанию ↑ Стоит ли принимать препараты и какие?

Как лечить гиперактивность у ребенка? Лечение гиперактивности у детей включает в себя несколько этапов.

В первую очередь специалисты отдают предпочтение немедикаментозным способам.

Препараты для коррекции поведения малыша назначаются в случае экстренной необходимости.

Подбираться такие лекарственные средства должны только врачом на основании клинической картины состояния здоровья ребенка. Первичное лечение основывается на принципах психотерапии и психолого-педагогических методиках.

Примеры препаратов, используемых при лечении патологии:

  • препараты для улучшения концентрации внимания (Виванс, Фокалин, Метилин);
  • антидепрессанты (Метилфенидат, Амитриптилин);
  • препараты для улучшения работы мозга (Глицин);
  • ноотропные препараты (Пантогам, Кортексин, Фенибут).

к содержанию ↑ Особенности режима дня и питания

Режим питания и соблюдение определенного распорядка дня являются одними из главных составляющих терапии гиперактивности.

Учеными доказано, что симптоматика патологии может усиливаться под воздействием неправильно составленного и несбалансированного рациона малыша.

Продукты, относящиеся к категории аллергенов должны вводиться в меню постепенно и в небольшом количестве. Особенности детского меню:

  1. В рационе обязательно должны присутствовать разные сорта мяса, фрукты, овощи, морепродукты.
  2. Сладости, мучные изделия и газированные напитки должны употребляться малышом в минимальном количестве.
  3. В рационе должны присутствовать продукты с максимальным содержанием питательных компонентов (творог, говяжья печень, гречневая крупа).
  4. Меню составляется с учетом правил полноценного и сбалансированного рациона (ребенку нельзя позволять питаться постоянными перекусами).

Режим дня гиперактивного ребенка должен быть продуман до мелочей. Возраст малыша не имеет значения. Начинать приучение к определенному распорядку можно в виде игры. На листе бумаги надо написать расписание дня.

За каждый выполненный пункт ребенка обязательно следует похвалить. Благодаря такому приему малыш заинтересуется в задании и ему будет легче привыкнуть к систематическим действиям.

Распорядок дня должен включать в себя следующие пункты:

  • просыпаться и засыпать ребенок должен в одно и то же время;
  • завтрак, обед и ужин в определенные часы;
  • ежедневные обучающие занятия;
  • ограниченное время на просмотр телевизора и игры;
  • ежедневные прогулки на свежем воздухе.

к содержанию ↑ Прогноз

Прогнозы при гиперактивности напрямую зависят от проведенной терапии.

Последствия могут развиваться в трех направлениях — ребенок перестанет верить в свои силы и замкнется в себе, произойдет серьезное нарушение психики, и он будет жить в придуманном мире или продолжит борьбу, добьется успехов в жизни.

Каким будет результат лечения, и какой характер сформируется во взрослом возрасте, зависит от совместных усилий специалистов и родителей.

При наличии шести и более признаков гиперактивности у ребенка родители должны обязательно обратиться к детским специалистам для проведения обследования.

Патология не может исчезнуть без соответствующего лечения, а отсутствие терапии окажет крайне негативное воздействие на способность ребенка общаться с окружающими, процесс обучения и его психоэмоциональное состояние.

Доктор Комаровский о гиперактивности у детей в этом видео:

Убедительно просим не заниматься самолечением. Запишитесь ко врачу!

Гиперактивность у детей, которую также называют СДВГ (такая аббревиатура означает «синдром дефицита внимания и гиперактивности»), является достаточно распространенной проблемой. И решать ее следует комплексно, привлекая грамотного специалиста.

Когда родители подозревают у своего сына или дочки гиперактивность, они нередко не знают, что предпринять. Поэтому для них важна информация, какой врач лечит СДВГ у малышей, когда нужно к нему обратиться, как и чем лечить такую серьезную психологическую проблему, а также как правильно воспитывать гиперактивного ребенка.

К воспитанию гиперактивного ребенка следует подходить комплексно Причины гиперактивности

Одним из основных факторов, обуславливающих появление СДВГ у маленьких детей, является генетическая предрасположенность. Другими отрицательными факторами, способными провоцировать развитие гиперактивности и дефицита внимания в раннем возрасте, являются:

  • Тяжелое протекание беременности.
  • Гипоксия плода во время внутриутробного развития.
  • Стресс во время беременности.
  • Прием лекарств во время вынашивания.
  • Недостаточное питание будущей мамы.

Тяжелое протекание беременности может быть причиной гиперактивности малыша

  • Стимуляция начала родов.
  • Затяжное течение родов.
  • Асфиксия в родах.
  • Стремительные роды.
  • Недоношенность ребенка.
  • Малый вес при рождении.
  • Появление неврологических пороков у ребенка.
  • Пребывание новорожденного в неблагоприятной психологической обстановке.
  • Излишне строгое воспитание ребенка со стремлением тотально его контролировать.
  • Недостаток в питании ребенка веществ, важных для работы мозга.
  • Токсическое отравление дошкольника.

Рекомендуем посмотреть запись программы доктора Комаровского, в которой рассматривается тема детской гиперактивности:

Симптомы СДВГ у дошкольников

Первые признаки гиперактивности могут появиться у деток еще в младенчестве. Мама может заподозрить у грудничка СДВГ по таким симптомам:

  • Ускоренное физическое развитие. По сравнению со сверстниками гиперактивные малыши начинают раньше переворачиваться, ползать, вставать или ходить.
  • Недостаточная длительность сна. Младенец спит меньше, чем рекомендуют врачи для его возраста.
  • Трудности с засыпанием. Ребенка приходится долго укачивать и убаюкивать, чтобы он уснул.
  • Чуткий сон. Малыш слышит во сне любые шорохи и легко из-за них просыпается.
  • Бурной реакцией на что-то новое. Ребенок очень активно реагирует на гостей, изменение обстановки, громкие звуки.
  • Быстрая потеря интереса к игрушке.
  • Сильная привязанность к маме.

Проблемы с засыпанием — один из признаков СДВГ у грудничков

У детей в возрасте 2 года и старше СДВГ проявляется:

  • Частыми капризами.
  • Невозможностью длительно сосредотачиваться на какой-то игрушке.
  • Неусидчивостью и постоянным движением.
  • Отказом отправляться спать.
  • Небрежным выполнением заданий.
  • Замедленным развитием памяти.
  • Повышением активности, когда ребенок устал.
  • Постоянным отвлеканием на занятиях.
  • Провоцированием конфликтов с другими детьми.
  • Быстрым разговором.
  • Частым нарушением правил игры.
  • Отсутствием самодисциплины.
  • Неумением дослушать ответ и постоянным перебиванием собеседника.
  • Отрицанием ограничений и запретов.
  • Повышенной забывчивостью.
  • Потерей своих вещей.

Как диагностируют гиперактивность

Если мама заметила у дочери или сына несколько описанных выше симптомов, ей следует обратиться с ребенком к любому их таких специалистов:

  • Детский невролог.
  • Детский психолог.
  • Детский психиатр.

Чаще всего к этим специалистам обращаются в возрасте 3-5 лет. После первого осмотра дошкольника врач не будет ставить диагноз, а лишь понаблюдает за малышом, проведет некоторые тесты, побеседует с родителями. При необходимости ребенка направляют на дополнительное обследование.

В представленном ниже коротком видео детский доктор Евгений Комаровский поясняет, как распознать гиперактивного ребенка:

Принципы лечения в дошкольном возрасте

Чтобы помочь ребенку с гиперактивностью, важно одновременно сочетать такие методы лечения:

  1. Консультации родителей. Прежде чем начать лечить ребенка, важно провести разъяснительную работу с его родителями, объяснив, в чем особенности СДВГ и как общаться с ребенком при наличии такой проблемы. Коррекция поведения взрослых не менее важна, чем лечение ребенка.
  2. Особые условия обучения. Если ребенок не может посещать обычный детский сад, следует подобрать для него такое заведение или те виды дополнительных занятий, где малыш с гиперактивностью будет чувствовать себя комфортно.
  3. Медикаментозная терапия. Детям с СДВГ назначают седативные или психостимулирующие лекарства, подбирая их в индивидуальном порядке. Так как лечение должно быть длительным, синтетические медикаментозные средства чередуют с травяными чаями. Лечение народными средствами включает применение пустырника, чабреца, мелиссы, валерианы, мяты. Также детям дают витамины и необходимые для поддержки нервной системы пищевые добавки.

Занятия с психологом — важный этап в лечении СДВГ у ребенка дошкольного возраста Советы родителям

  • Относитесь к малышу доброжелательно и с пониманием.
  • Обезопасьте квартиру и убедитесь, что малыш не поранится во время игр.
  • Для ребенка с гиперактивностью очень важно придерживаться режима дня, даже в выходные.
  • Постарайтесь минимизировать эмоциональные перегрузки. Смотрите спокойные мультфильмы и передачи, в которых отсутствует агрессия или страшный персонаж.
  • Не приглашайте много гостей и старайтесь избегать шумных компаний.
  • Ограничивайте времяпровождение у компьютера.
  • Следите за сбалансированностью рациона ребенка, чтобы он получал с пищей микроэлементы и витамины, которые нужны ему для полноценного развития.
  • Дозируйте умственные нагрузки, а все задания должны быть посильными и понятными.
  • Заканчивайте день спокойными играми и чтением.
  • Создайте особый ритуал перед сном, который поможет малышу успокоиться и легче заснуть.
  • Следите, чтобы ребенок достаточно спал.

Во время игры гиперактивного малыша следует обеспечить его полную безопасность

  • Во время занятий регулярно делайте перерывы, позволяя малышу размяться и немного побегать.
  • Не наказывайте ребенка физически и не кричите на него.
  • Хвалите ребенка за его достижения, даже если они небольшие.
  • Приучайте ребенка к аккуратности и порядку, но не давайте крохе сразу несколько поручений.
  • Подберите увлечение, которое поможет дошкольнику тратить избыток его энергии.
  • Наказания для ребенка должны быть согласованными между родителями, адекватными и последовательными. Ребенок должен понимать связь своего поступка и наказания.
  • Не ссорьтесь, если рядом ребенок.
  • Уделяйте внимание всем членам семьи, не отдавая предпочтение лишь ребенку.
  • Тщательно продумывайте досуг. Отправляясь с ребенком на природу или в гости, постарайтесь учесть все мелочи.
  • Не забывайте о собственном отдыхе. Проводите некоторое время без ребенка, чтобы вернуться к нему бодрыми и спокойными.

О том, что думает доктор Комаровский по поводу воспитания малышей с СДВГ, смотрите здесь:

Очень важно родителям правильно себя вести. Подробнее об этом смотрите в следующем видео клинического психолога Вероники Степановой.

Гиперактивность детей дошкольного возраста – одна из проблем современной семьи. За штампом кроются судьбы многих деток, которым сложно найти место в жизни. Патологическая активность мешает развиваться, ухудшаются отношения с родителями и сверстниками.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности – серьёзная психологическая проблема, для решения которой нужен комплексный подход. С помощью психолога, невролога, других специалистов родители поймут, как обращаться с ребёнком. Для вас – информация о гиперактивности у дошкольников, методах коррекции поведения.

  • Причины появления
  • Особенности кризиса у дошкольников
  • Типы заболевания
  • Симптоматика
  • Диагностика
  • Методы комплексного лечения
  • Отношения в семье
  • Правильный режим дня
  • Коррекция поведения: советы психолога

Причины появления

Факторы, провоцирующие негативный синдром, проявляются при беременности, родах, по причине нервных заболеваний или сложной обстановки в семье. Чем больше отрицательных факторов наслаивается друг на друга, тем выше риск патологических изменений.

Основные причины:

  • тяжёлая беременность;
  • кислородное голодание плода;
  • частые стрессы у будущей мамы, курение;
  • плохое питание при беременности;
  • стимуляция родовой деятельности;
  • стремительные или затяжные роды;
  • рождение малыша до 38 недели;
  • неврологические патологии;
  • издержки воспитания: частые окрики, излишняя строгость, тотальный контроль над ребёнком;
  • неблагоприятная психологическая обстановка в семье;
  • скудный рацион с нехваткой витаминов, минералов для нормальной мозговой деятельности;
  • токсическое отравление в раннем возрасте.

Почему ребенок ходит на носочках и как с этим бороться? У нас есть ответ!

Навыки и развитие ребенка в 1 месяц жизни описаны по этому адресу.

Особенности кризиса у дошкольников

Проблема часто возникает по достижении трёхлетнего возраста. Упрямство, капризы – характерная черта деток в этот период. У малышей, страдающих от СДВГ, негативная симптоматика проявляется сильнее, заметно ухудшается поведение. Многие детки становятся настолько неуправляемыми, что доводят до «белого каления» не только родителей, но и воспитателей.

Заболевание проявляется следующим образом:

  • частые капризы;
  • отказ ложиться спать;
  • неусидчивость;
  • замедленное развитие памяти, низкая концентрация внимания;
  • непослушание.

Типы заболевания

Классификация:

  • дефицит внимания, гиперактивность отсутствует. Чаще страдают девочки. Малышка увлечённо фантазирует, живёт в придуманном мире;
  • дефицит внимания + синдром гиперактивности. Этот тип патологии встречается чаще всего;
  • гиперактивность без дефицита внимания. Редкая патология возникает при нарушении деятельности центральной нервной системы либо из-за индивидуальных особенностей малыша.

Симптоматика

Родители интересуются: как понять, что ребёнок страдает от СДВГ? Чем гиперактивные детки отличаются от шумных, непоседливых сверстников?

Признаки патологических изменений в нервной регуляции:

  • неспособность контролировать эмоции, постоянное движение, нежелание остановиться и передохнуть, даже если нет сил;
  • беспокойному малышу сложно сосредоточиться, он постоянно отвлекается на занятиях в детском саду, мешает другим, пытается привлечь внимание любым образом;
  • при усталости дошкольник не отдыхает, а злится, истерит из-за невозможности продолжить действие;
  • период концентрации внимания не превышает четверти часа. Требуется отдых на 5–7 минут, чтобы возобновилось восприятие информации;
  • гиперактивный дошкольник специально провоцирует конфликты, дерётся, кусается, обижает детей и взрослых. Нередко бьёт детей всем, чем попадётся под руку, не думая о последствиях. Неумение контролировать агрессию – один из самых опасных признаком СДВГ;
  • быстрый, разговор, множество мыслей, редко слушает ответы, постоянно перебивает;
  • активное, импульсивное поведение, независимо от места пребывания, плохо реагирует на запреты, отрицает ограничения;
  • забывчивость, потеря вещей, прохладное отношение к порядку;
  • беспокойный сон, нежелание вовремя ложиться спать;
  • частые аллергические реакции, расстройства пищеварительной системы.

Диагностика

У большинства гиперактивных деток наблюдается не один, а несколько признаков. Родителям не стоит спешить с выводами, паниковать, приписывать сыну или дочери несуществующие болезни.

Если характерная симптоматика проявляется несколько месяцев подряд, обязательно запишитесь на приём к врачу. Проблематикой занимаются следующие специалисты:

  • психолог;
  • психиатр;
  • детский невролог.

Обратите внимание! При первом знакомстве с юным пациентом доктор никогда не ставит диагноз. Проводятся специальные тесты, беседы с малышом, родителями, анализируются симптомы. Врач наблюдет за дошкольником, при подозрении на неврологические заболевания проводятся дополнительные исследования. Нередко диагноз ставит консилиум специалистов.

Методы комплексного лечения

Важен комплексный подход: требуется участие родителей и воспитателей детского сада.

Терапевтическое лечение:

  • назначение седативных препаратов, снижающих возбудимость, устраняющих чувство тревожности. Лекарства подбирает врач в индивидуальном порядке;
  • не увлекайтесь успокаивающими средствами. Чередуйте синтетические препараты и травяные чаи. Подходят мята, мелисса, чабрец, пустырник, валериана;
  • витаминотерапия, пищевые добавки, подходящие по возрасту;
  • обеспечение полноценного питания для насыщения организма микроэлементами, витаминами.

Не менее важна психологическая составляющая:

  • минимизируйте эмоциональные потрясения;
  • предлагайте к просмотру спокойные передачи, мультфильмы без агрессии, ярких вспышек, страшных персонажей;
  • откорректируйте режим дня;
  • важна доброжелательная обстановка, понимание членов семьи;
  • дозируйте интеллектуальные нагрузки, давайте посильные задания;
  • обеспечьте достаточную продолжительность сна;
  • на занятиях периодически устраивайте перерыв, дайте возможность побегать, размяться, сделать зарядку;
  • разучите с психологом специальные игры для коррекции синдрома гипервозбудимости;
  • посвящайте деток в жизнь семьи, учитывайте их мнение при планировании некоторых дел;
  • искренне интересуйтесь жизнью дошкольника, делайте упор на хорошие качества, которые есть у всех деток;
  • подберите увлечение, чтобы дошкольник мог проявить активность, израсходовать «неиссякаемую» энергию.

Совет! Найдите хороших специалистов, регулярно посещайте занятия, выполняйте рекомендации врачей. Читайте литературу по проблемам гипервозбудимости, анализируйте поведение дошкольника. Психологу проще общаться с родителями, имеющими хотя бы минимальное представление о заболевании. При понимании проблемы дома проще выполнять упражнения, предложенные врачом.

Отношения в семье

Советы родителям:

  • не ссорьтесь в присутствии деток, создайте комфортную обстановку, Старайтесь выработать единый взгляд на воспитание ребёнка;
  • уделяйте внимание дошкольнику, другим членам семьи. Не показывайте, что малыш главный, делами подчёркивайте, что все равны (угощение поделите на всех, подарки – маленькие, но всем, а не одному капризуле);
  • продумайте совместный досуг. По возможности проводите время на природе, в местах, где можно проявить доброту, испытать положительные эмоции (цирк, зоопарк, выставка экзотических животных, дельфинарий).

Как выглядит потница у детей и как отличить её от аллергии? У нас есть ответ!

Эффективные методы лечения желтухи у новорожденных описаны на этой странице.

Перейдите по адресу и узнайте способы лечения катаральной ангины без температуры.

Правильный режим дня

Рекомендации:

  • обязательный распорядок для всех членов семьи. По возможности соблюдайте его, чтобы непоседливый, необязательный ребёнок понял, что такое семейный ужин в 19.00 или обязательная уборка комнаты каждый четверг;
  • не приглашайте часто к себе сразу нескольких родственников: нежелательно, чтобы собралась шумная компания. Ребёнку необходима спокойная обстановка. Повышенное внимание к малышу, которое непременно проявляют бабушки, дедушки, дяди и тёти, заставляет ребёнка больше «работать на публику»;
  • ограничьте время, отведённое играм за компьютером. Для легковозбудимых, агрессивных дошкольников достаточно 15 минут за день. Найдите другое интересное занятие, переключите внимание. Ещё лучше: не приучайте гиперактивного малыша к компьютеру с раннего возраста;
  • перед сном обязательно гуляйте, проводите спокойные игры. Ванная с чередой, ромашкой или мелиссой поможет успокоиться, обеспечит здоровый сон. На ночь почитайте книжку, расскажите интересную историю спокойной тематики. Придумайте ритуал отхода ко сну. Укладывайте слишком активного дошкольника спать в одно время.

Коррекция поведения: советы психолога

Нельзя:

  • физически наказывать, кричать, дергать;
  • долго убеждать, нудно объяснять причину наказания;
  • давать гиперактивным деткам несколько поручений сразу;
  • выполнять абсурдные просьбы, идти на поводу, лишь бы маленький человечек прекратил капризничать;
  • сразу же бросаться с предложением помощи, если малыш положил вещь не на место и отказывается её искать;
  • разрешать выполнять поручение позже, чем было оговорено ранее;
  • позволять капризуле обижать членов семьи, независимо от их возраста;
  • показывать, что всё подчинено прихотям гиперактивного ребёнка.

Ни в коем случае не запирайте деток в кладовке, тёмной комнате, не ставьте в угол: вы ещё больше усилите агрессивность, вызовете противодействие. Замкнутое пространство провоцирует нервные потрясения, рождает страх, ещё больше усугубляет ситуацию.

Можно и нужно:

  • хвалить даже за незначительные достижения (в меру, конечно);
  • придумать вознаграждение за хорошее, спокойное поведение (звёздочки, медальки, жетоны);
  • учить отвечать за поступки, показав на конкретном примере, чем обернулся его каприз (сломанная игрушка, расстроенная сестричка и так далее). Важен факт последствий, а не долгие поучения, взывание к совести;
  • наказание должно быть понятным: не сделал – не смотришь телевизор, баловался в магазине – сегодня конфет к чаю нет и так далее);
  • перед раздачей поручений учитывать возраст, уровень развития, способности, чтобы вы знали: задание выполнимое;
  • коротко объяснить, за что наказан на этот раз, отвести в специально отведённое место: пусть посидит в кресле, на скамеечке. Не ставьте ребёнка в угол: вы ещё больше обозлите малыша, который чувствует себя униженным;
  • приучать к аккуратности. Помогайте наводить порядок, но не делайте за шестилетнего ребёнка всю работу: пусть сам поставит машинки в «гараж» или рассадит кукол на полочке.

Если сыну или дочери поставили диагноз «гиперактивность», подумайте, как перестроить режим дня, что сделать для создания приятного микроклимата в семье. Запаситесь терпением, купите необходимые препараты, изучите специальные приёмы для общения с легко возбудимым ребёнком.

Не надейтесь, что малыш «перерастёт», и проблема гиперактивности исчезнет. При отсутствии лечения негативные проявления усиливаются, с подростком будет ещё сложнее, чем с дошкольником.

Далее видео. Детский доктор о гиперактивности:

Гиперактивность детей ярко проявляется в их поведении и в бурном эмоциональном выражении. Все поступки и переживания детей с СДВГ проходят с приставкой «сверх» — они импульсивны, упрямы, рассеяны, капризны, возбуждены значительно сильней, чем это свойственно обычным детям. Постоянство подобного поведения настораживает родителей и педиатров. Выявить, что это — синдром дефицита внимания и гиперактивности или ошибки воспитания, задача сложная, для нее нет однозначного решения. Что же остается родителям? Разберем подробнее понятие синдрома дефицита внимания с учетом всех предположений.

Излишняя импульсивность, эмоциональность, непредсказуемость реакций — так можно описать характер ребенка с синдромом дефицита внимания

Чем может быть вызван СДВГ?

Принято считать, что причины, по которым возникает синдром дефицита внимания, связаны с нарушениями, возникшими во время развития плода в материнской утробе и при сложных родах. К причинам СДВГ можно отнести:

  • Неблагоприятные факторы, повлиявшие на протекание беременности. Курение матери, стрессовые ситуации, различные заболевания, прием лекарств – все это негативно отражается на организме плода.
  • Нарушения по линии невралгии, произошедшие при рождении или во внутриутробном развитии. Часто синдром дефицита внимания с гиперактивностью проявляется после того, как во время родов или развития плода в утробе матери наблюдается гипоксия (нехватка кислорода) или асфиксия (удушье).
  • Причиной могут стать и преждевременные или очень быстрые роды. Влияет на диагноз СДВГ и стимуляция родового процесса.
  • Социальные факторы, когда малыш растет в неблагоприятной обстановке. Частые конфликты взрослых, неправильное питание, слишком мягкие или жесткие методы воспитания, образ жизни и темперамент самого ребенка.

Сочетание сразу нескольких опасных факторов повышает риск проявления у детей СДВГ. Ребенок перенес асфиксию во время родов, его воспитание ведется в строгих рамках, он сталкивается с частыми конфликтами в семье – результатом станет ярко проявляющаяся гиперактивность малыша.

Как обнаружить признаки СДВГ?

Самостоятельно определить у ребенка СДВГ не всегда просто. Возможно, что дефицит внимания – это результат других неврологических проблем. Проявления симптомов, характерных для СДВГ:

  • Первые симптомы гиперактивности заметны еще в грудном возрасте. Для гиперактивных детей характерны бурные реакции на громкие звуки и шум, они плохо спят, отстают в развитие моторики, возбуждаются в играх и при купании.
  • Ребенку 3 года — возраст, когда наступает момент, именуемый кризисом трехлеток. Многие дети в этом возрасте склонны к капризам, упрямству, смене настроения. Малыши с гиперактивностью делают все в несколько раз ярче. Для их поведения свойственно запоздалое развитие речевых навыков, неловкие движения, перемежающиеся с суетливостью и хаотичностью. Наблюдаются частые жалобы на головные боли, усталость, наличие энуреза, нервных тиков.
  • Выраженная неусидчивость. Выявляется в детском саду на занятиях, требующих сосредоточенности. Кроме того, в обстановке садика малыш с трудом засыпает, не желает садиться на горшок, не хочет кушать, его невозможно успокоить.
  • Проблемы дошкольного возраста. Ребенок с гиперактивностью плохо усваивает материалы, готовящие его к школе, однако это не говорит о задержке развития ребенка, скорей о снижении концентрации внимания. Малыш не может усидеть на одном месте и не слушает воспитателя.
  • Плохая успеваемость в школе. Дети с гиперактивностью получают плохие отметки не из-за низких умственных задатков. Виной всему дисциплинарные требования. Дети не способны спокойно просидеть 45 минут урока, внимательно слушать, писать и делать задания, предложенные учителем.
  • Психические проблемы. С раннего возраста у гиперактивных деток развиваются различные фобии. Ярко проявляются такие симптомы, как плаксивость, вспыльчивость, обидчивость, раздражительность, недоверчивость, чувство тревоги, подозрительность.

Обычно такие детишки плохо учатся в школе, не могут спокойно досидеть до конца урока или выполнить домашнее задание в полном объеме

Особенно волнует родителей тот факт, что у симптомов СДВГ может быть комплексный характер — они проявляются у детей регулярно и ярко.

Как диагностируют проблему?

Врачи не ставят семилетнему ребенку неврологический диагноз даже при выраженной гиперактивности и не используют препараты. Решение связано с психологией растущего организма. Дошколята переживают два серьезных психологических кризиса, приходящихся на 3 года и 7 лет ( основные симптомы кризиса 3 лет и способы его преодолеть). Так по каким же критериям врач выносит вердикт об СДВГ? Рассмотрим два списка критериев, по которым ведется диагностика заболевания.

Восемь признаков гиперактивности

  1. Движения у деток суетливы и хаотичны.
  2. Спят беспокойно: много крутятся, часто разговаривают, смеются или плачут во сне, сбрасывают одеяло, ходят по ночам.
  3. Сложно усидеть на стуле, постоянно вертятся из стороны в сторону.
  4. Состояние покоя почти отсутствует, все время бегают, прыгают, кружатся, скачут.
  5. Плохо выдерживают сидение в очереди, могут подняться и уйти.
  6. Слишком много разговаривают.
  7. Разговаривая с кем-то, не слушают собеседника, стараются перебить, отвлекаются от разговора, не отвечают на задаваемые вопросы.
  8. При просьбе подождать отвечают выраженным нетерпением.

Восемь признаков дефицита внимания

  1. Стремление хорошо выполнить данное им задание отсутствует. Любая работа (уборка, уроки) делается быстро и небрежно, часто не доводится до конца.
  2. Трудно сконцентрироваться на деталях, ребенок плохо их запоминает и не может воспроизвести.
  3. Частое погружение в свой мир, отсутствующий взгляд, сложности с коммуникацией.
  4. Плохо усваиваются условия игр, постоянно их нарушают.
  5. Сильная рассеяность, выражающаяся в потере личных вещей, которые не кладут на место, а затем не могут их найти.
  6. Личной самодисциплины нет. Приходится постоянно контролировать и организовывать.
  7. Быстрое переключение внимания с одного предмета или объекта на другой.
  8. Управляющий механизм – «дух разрушения». Ломают игрушки и другие вещи, но не признаются в содеянном.

Если вы нашли в поведении ребенка 5-6 совпадений по диагнозу СДВГ, покажите его специалистам (психотерапевту, неврологу, психологу). Врач всесторонне изучит проблему и найдет грамотное решение.

Методы лечения

Способы коррекции СДВГ у детей подбираются индивидуально. Врач, выбирая метод лечения, исходит из степени развития проблемы. Побеседовав с родителями и понаблюдав за ребенком, специалист решает, что необходимо в конкретном случае. Лечение гиперактивных детей может вестись по двум направлениям: медикаментозно, с помощью сдвг препаратов, или через психотерапевтическую коррекцию.

Медикаментозный метод

Медики в США и на Западе проводят лечение гиперактивности у детей психостимуляторами. Такие препараты улучшают концентрацию внимания и быстро дают видимые положительные изменения, однако они характеризуются и побочным действием: у детей возникают головные боли, нарушается сон, аппетит, проявляется нервозность и излишняя раздражительность, они неохотно общаются.

Российские специалисты не прибегают в лечении СДВГ к психостимуляторам, основываясь на протоколе лечения СДВГ, по которому применение таких лекарств запрещено. Заменой им служат ноотропные средства — группа психотропных препаратов, предназначенных для специфического воздействия на высшие функции мозга, которые повышают его устойчивость к влиянию негативных факторов, тем самым улучшая память и познавательную деятельность в целом. Дефицита сдвг-препаратов в продаже нет. Эффективным представителем сдвг-препаратов признаны таблетки-капсулы «Страттера». Депрессанты ребенку даются под строгим контролем врача.

Таблетки Страттера нельзя назначать самостоятельно, поскольку они напрямую воздействуют на нервную деятельность и должны приниматься только под строгим врачебным контролемПсихологические и психотерапевтические методы

Методики психологов и психотерапевтов направлены на коррекцию поведения. Разработаны специальные упражнения и игры, помогающие улучшить память, развить речевые навыки, мышление. Специалисты стремятся повысить у ребенка самооценку, дают ему творческие задания. Для снижения синдрома вводится моделирование коммуникативных ситуаций, способных облегчить общение гиперактивных детей с ровесниками и взрослыми. Для коррекции СДВГ используется метод релаксации, способствующий расслаблению ребенка и нормализации мозговой и нервной деятельности. Логопед занимается дефектами речи. Сложные случаи требуют сочетания медикаментозных и психологических методов исправления ситуации.

Что надо знать родителям?

Если проблема выявлена и в ней нет сомнений, родителям следует знать, как правильно воспитывать гиперактивного ребенка. Действуйте так:

  • Повышайте у малыша самооценку. Непонятая гиперактивность ребенка толкает взрослых на постоянные замечания и одергивания. Они не просят его, а приказывают «замолчать», «сесть», «успокоиться». Маленький человечек слышит такие слова и в саду, и дома, и в школе — у него формируется ощущение собственной ущербности, в то время как он остро нуждается в поощрениях и похвале. Делайте это почаще.
  • Выстраивая взаимоотношения с сыном или дочерью, уважайте личностные качества. Отставьте в сторону ваше эмоциональное восприятие их поведения, действуйте строго, но справедливо. Наказывая малыша, согласовывайте свое решение с другими членами семьи. Понимая, что ребенку трудно сдерживать себя и он пускается во все тяжкие, не делайте этого сами. Ваши слеты с «тормозов» могут восприниматься им как норма.
  • Занимая ребенка в домашних делах, давайте ему несложные и краткосрочные задания, на которые у него хватит терпения. Обязательно поощряйте, если он их выполнил.
  • Получение информативных знаний должно быть дозированным. Отводите на чтение и подготовку уроков не больше 15 минут за одно занятие. Дайте ребенку отдохнуть, предложив ему поиграть, затем вернитесь к урокам.
  • Если малыш привык, что дома ему прощают все шалости, то он непременно столкнется с негативным отношением к его выкрутасам в школе и ли детском саду. Ваша помощь состоит в доходчивом объяснении малышу его неправильного поведения. Обсуждайте с ним конфликт, находите решение ситуации.
  • Хорошее решение – предложить ребенку вести дневник, в котором будут отражаться все его маленькие победы. Такая наглядная иллюстрация достижений станет конструктивной помощью.

Родителям очень важно говорить с ребенком на равных, объяснять свою позицию, повышать его самооценку. Таким образом можно направить лишнюю энергию в положительно русло и мягко скорректировать поведение малышаСложности социальной адаптации

Приходя в сад или школу, дети с СДВГ сразу попадают в список «трудных» воспитанников. Гиперактивное поведение воспринимается окружающими как неадекватное. Порой ситуация складывается так, что родители вынуждены менять школу или детский сад. Вам предстоит научить ваше чадо быть терпимым, гибким, вежливым, дружелюбным — только такие качества помогут ему в социальной адаптации.

Советы учителям и воспитателям:

  • держите гиперактивного ученика в поле зрения постоянно;
  • посадите его за первую или вторую парту;
  • старайтесь не ставить акценты на поведении такого ребенка;
  • почаще хвалите за успехи, но не делайте этого без повода;
  • вовлекайте в жизнь коллектива, обращайтесь с несложными просьбами: вытереть доску, принести классный журнал, разложить тетради по партам, полить цветы.

Обращаясь к советам доктора Комаровского, заметим, что он предлагает сложные задачи для таких детей превращать в своеобразную мозаику. Разбейте уборку комнаты на отдельные задания: убрать игрушки и отдохнуть, разложить книги и отдохнуть.

Советы родителям:

  • защищайте интересы сына или дочери, но не допускайте открытого противостояния с учителями;
  • прислушивайтесь и учитывайте мнения учителей о вашем ребенке, объективный взгляд со стороны поможет вам лучше понять его;
  • никогда не наказывайте малыша при посторонних, особенно при сверстниках и педагогах;
  • помогайте с адаптацией действиями, приглашайте его друзей в гости, принимайте вместе с ним участие в школьных праздниках и конкурсах.

Доктор Комаровский рекомендует завести для ребенка с дефицитом внимания любое домашнее животное. Забота о друге поможет ему стать более собранным и внимательным. Только при сложных формах некорректного поведения врачи прибегают к медикаментозным методам исправления недуга. Большинству детей показана психологическая коррекция, которая проводится в тесном сотрудничестве с родителями.

2 года ago

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *