Какие показатели характеризуют физическую подготовленность к школе?

Физическая готовность детей к школе.

Физическая готовность – это состояние здоровья, определенный уровень зрелости организма ребенка, необходимый уровень развития двигательных навыков и качеств, в особенности тонких моторных координаций, физическая и умственная работоспособность.

какие показатели характеризуют физическую подготовленность к школе

Процесс перехода ребенка из детского сада в школу является достаточно трудным этапом в его жизни, требующим напряжения всех физиологических систем организма, эмоционально-волевой сферы. Чтобы этот период был для него менее болезненным, его нужно заблаговременно готовить к школе. Важно, чтобы к этому моменту ребенок обладал не только определенной суммой знаний и умений, но и имел хорошее физическое и психическое здоровье.
Достижение положительных результатов в воспитании здорового ребенка может быть отмечено в том случае, если за время пребывания его в детском саду будет осуществляться целенаправленная работа по формированию физической культуры и культуры здоровья.

Для успешного обучения в школе ребенку необходима не только умственная, нравственно-волевая подготовка, но и прежде всего физическая готовность ребенка к школе. Меняющийся уклад жизни, нарушение старых привычек, возрастание умственных нагрузок, установление новых взаимоотношений с учителем и сверстниками — факторы значительного напряжения нервной системы и других функциональных систем детского организма, что сказывается на здоровье ребенка в целом. Не случайно на первом году обучения в школе у многих детей возрастает заболеваемость. Некоторые шестилетки не адаптируются к школьному режиму даже в течение всего года, что свидетельствует о недостаточном внимании к их физическому состоянию в предшествующий дошкольный период жизни.

Достаточная физическая подготовка предполагает высокий уровень закаленности и общего физического развития, бодрое и активное состояние организма. Хорошая закалка помогает не только противостоять различным неблагоприятным факторам, возникающим в новых школьных условиях, но и без особого труда, с интересом работать на уроках, своевременно и прочно овладевать знаниями, умениями и навыками.

какие показатели характеризуют физическую подготовленность к школе

Все задачи по физической подготовке выпускника детского сада могут быть успешно решены, если работа ведется систематически и поэтапно в каждом возрастном периоде. К концу шестого года жизни показатели физического развития ребенка в среднем достигают: длина см, масса кг, окружность грудной клетки — 57-58 см. Основные движения становятся более сложными: увеличиваются скорость бега, длина и высота шага, в прыжках уже можно обращать внимание на правильность разбега, группировки и приземления, шестилетки уже могут подбрасывать и ловить мяч одной рукой.

Серьезные требования предъявляются к развитию физических качеств старших дошкольников — к таким как выносливость, ловкость, быстрота, сила.

К моменту поступления в школу у ребенка должна быть развита способность переносить статические нагрузки, сформулировано умение самостоятельно и творчески использовать накопленный арсенал двигательных средств. Двигательная деятельность должна стать естественной потребностью практически каждого ребенка независимо от уровня его индивидуальной двигательной активности. Суточная норма шагов — . Несмотря на то, что дети сильно различаются по типам подвижности и особенностям характера, у каждого из них необходимо формировать интерес к урокам физической культуры, желание участвовать в играх, проявлять активность на занятиях.

какие показатели характеризуют физическую подготовленность к школе

Физическое воспитание детей дошкольного возраста включает в себя систематические занятия физической культурой, которые проводятся три раза в неделю в разных формах, включая учебную работу: физкультурно-оздоровительные мероприятия, утренняя гимнастика, физкультминутка, физические упражнения и подвижные игры на прогулках. Для обеспечения активности отдыха введены новые формы физкультурно-оздоровительной работы: физкультурные досуги, праздники здоровья, дни здоровья. Наполненные сюжетно-тематическим содержанием, они оставляют яркие эмоциональные впечатления, способствуют развитию интереса и творческой активности ребят.

Вместе с организованными формами физического воспитания необходимо уделять внимание и самостоятельной двигательной активности дошкольников. Именно здесь наиболее ярко проявляются индивидуальные потребности в активных движениях, что требует соответствующих воспитательных воздействий. Одним из показателей хорошей физической подготовки к школе является высокая работоспособность. Она связана со множеством биологических, социальных, гигиенических и других факторов, поэтому при ее развитии надо учитывать возраст детей, состояние их здоровья, уровень познавательных способностей и т. д.

какие показатели характеризуют физическую подготовленность к школе

Из выше сказанного можно сделать вывод, что физическая готовность является одним из важных компонен­тов общей готовности ребенка к обучению в школе. Для физичес­кой подготовки ребенка к школе имеет большое значение: хорошее состояние здоровья ребенка, нормальное физическое и нервно-психическое развитие; закаленность, определенная выносливость и работоспособность организма; правильное функционирование сердечно-сосудистой, пищеварительной и дыхательной систем; успешное овладение всеми видами основных движений; развитая мелкая моторика руки; овладение ребенком культурно-гигиеничес­кими навыками, воспитание привычек к соблюдению правил личной гигиены.

Ирина Гатина
Физическая готовность ребенка к школе

1 слайд

Тема: «Физическая готовность ребенка к школе»

2 слайд

Для успешного обучения в школе ребенку необходима не только умственная, нравственно-волевая подготовка, но и прежде всего физическая готовность. Ребенок к моменту поступления в школу должен овладеть определенным запасом двигательных навыков и умений, которые позволят ему адаптироваться к новым условиям и требованиям, предъявляемым к учебной деятельности, помогут более успешному усвоению школьной программы не только на первых, но и на последующих этапах обучения. Чтобы этот период был для ребенка менее болезненным, главной целью нашего ДОУ заблаговременно подготовить его к школе.

3 слайд

В нашем дошкольном образовательном учреждении ведется систематическая работа по физическому воспитанию с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Физкультурная деятельность с детьми с ЗПР построена на основании:

«Программы обучения и воспитания детей в детском саду» под ред. М. А. Васильевой.

• Основной общеобразовательной программы дошкольного образования Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детского сада №56» компенсирующего вида».

• Учебно-методического комплекта, в который входят методические рекомендации

— по организации специальных форм двигательной деятельности И. А. Подрезовой, В. В. Цвынтарного, Е. М. Мастюковой, О. Н. Моргуновой, М. Ю. Картушиной, Т. В. Хабаровой

— для реализации индивидуально-дефференцированного подхода используем рекомендации А. А. Чеменевой.

— для определения критерий уровней физической подготовленности детей используем пособие «Медико-педагогический контроль за физическим воспитанием детей дошкольного возраста под редакцией Г. П. Юрко.

4 слайд

Физическое развитие дошкольников с ЗПР – одно из основных направлений в работе нашего дошкольного образовательного учреждения. Целью, которого является формирование у детей физических качеств, обеспечивающих готовность ребенка к школьному обучению.

Физкультурно-спортивная деятельность в ДОУ ориентирована на реализацию следующих задач:

— Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости, координации).

— Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладения основными движениями).

— Формирование у детей потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

5 слайд

Предлагаем вашему вниманию систему методов в соответствии с этапами педагогической деятельности. Все эти методы используются с учетом физических и психических возможностей детей с ЗПР, индивидуальных особенностей и здоровья.

Знакомство с видами спорта, разучивание упражнений и подвижных игр, рассматривание фотографий и иллюстраций, использование художественного слова подводит детей к осознанию необходимости участия в двигательной деятельности. Использование сюрпризных моментов, игровых ситуаций, подбор музыкального материала позволяет педагогу поставить перед детьми задачу в интересной для них форме. Все это делает процесс обучения увлекательным для детей. Так же широко используется в физическом воспитании при ознакомлении с новым материалом словесный метод (объяснение, указание, команда, оценка и др) и наглядный (имитация, поддержка и помощь, использование ориентиров и др).

Так как у детей с ЗПР замедленный процесс формирования двигательных навыков при закреплении пройденного материала мы используем схемы-модели (заменяющие инструкции при принятии исходного положения и др, творческие задания, повторение усвоенного в самостоятельной двигательной деятельности.

6 слайд

Для реализации задач мы создаем условия для полноценного физического развития. Успешное решение возможно только при условии комплексного использования всех средств физического воспитания, а именно:

• Проведение НООД

по обучению двигательным навыкам: традиционные и сюжетно-игровые.

по совершенствованию двигательных навыков и развитию двигательных способностей: игровые (на основе п/и, игр эстафет, игр с элементами спорта); с использованием спортивного комплекса, тренировочного типа (с использованием спортивных игр, по интересам детей (на свободном выборе движений, на тренажёрах, на спортивной площадке.

Улучшение устойчивости внимания у наших детей широко используется сюжетные физкультурные занятия на основе игровой мотивации. На учетно-контрольных, обследуем физическую готовность детей для дальнейшей индивидуальной работы.

В НООД включаем специальные коррекционные упражнения направленные на развитие общей и мелкой моторики, функции равновесия, ориентировки в пространстве, опорно-двигательной и дыхательной систем. Используем индивидуально-дифференцированный подход с учетом состояния здоровья, уровня физической подготовленности, пола детей.

• Наибольшее место отводится совместной деятельности воспитателя и детей и включает разные формы: утренняя стимулирующая коррекционная гимнастика, подвижные игры, народные подвижные игры, спортивные упражнения и игры с элементами спорта, физические упражнения, физкультминутки, пальчиковые гимнастики, дидактические игры, тренирующая игровая дорожка, просмотры книг, пешие прогулки и экскурсии, спортивные досуги и праздники.

Полученный опыт переносится детьми в самостоятельную деятельность. Возможность самостоятельной организации детьми разнообразной двигательной деятельности обусловлено созданием в группе и на участке предметно-развивающей среды. В группе – физкультурный уголок оснащённый физкультурными пособиями (мячи, обручи, набивные мячи весом 1 кг и др., схемы для физкультурных упражнений, маски для подвижных игр. А так же нестандартные оборудование для коррекции осанки (стена осанки, коврик коррекции, для коррекции плоскостопия (массажные коврики, для коррекции равновесия (ходули, лыжи). На улице игры с использованием рисунков на асфальте.

7 слайд

В нашем ДОУ используется метод моделирования, для самостоятельного открытия и осмысления детьми заложенной информации. Данный метод способствует решению следующих задач:

Развитию моторной памяти, способности к восприятию и передаче движения по условному сигналу.

Развитию произвольного внимания, наглядно-образного мышления.

В НООД используем схемы моделей при построении, перестроении, для принятия исходных положений, для выполнения движений, а геометрические фигуры используем для выполнения определенных движений (знаки на дороги, карточки с изображением упражнений по выбору детьми после выполнения основного движения. При анализе используем карточки-схемы с изображением эмоций.

Для воспитанников нашего ДОУ с особыми образовательными потребностями необходимо включать не только вербальную, но и наглядную инструкцию, что в значительной степени способствует достижению результатов.

8 слайд

По результатам мониторинга за учебный год отмечается:

— Увеличение количества детей с высоким уровнем физической подготовленности к школе. Дети повысили скоростно-силовые качества (прыжок в длину с места, бросок набивного мяча, метание мешочка правой и левой рукой). Научились удерживать равновесие. Улучшились качественные и количественные показатели в беге.

9 слайд

Добиться успехов в полноценном физическом развитии детей, в повышении их двигательной активности можно только при единых подходах к физическому воспитанию в ДОУ и дома. К сожалению, дети которые посещают наше дошкольное образовательное учреждения, имеют различные нарушения в физическом развитии (нарушение осанки, плоскостопие, координации общей и мелкой моторики).

Во многих семьях потребность дошкольников в движении удовлетворяется далеко не полностью, предпочтение отдается просмотру телепередач, компьютерным играм, занятиям статического плана и малоподвижным играм. Большая загруженность родителей ведет к сокращению прогулок на свежем воздухе, тем самым естественная потребность ребенка в движении в семье пусть неосознанно, но подавляется. Основными причинами таких результатов является то, что родители недооценивают роль двигательной активности, недостаточно осознанно подходят к процессу физического воспитания детей, занижая свою роль в этом процессе и перекладывая основную нагрузку на ДОУ. И как следствие не понимают важности всех критериев, способствующих развитию физических качеств у детей.

Согласно закона “Об образовании”, ст. 18, именно родители несут ответственность за воспитание ребенка, а все остальные учреждения призваны поддержать и дополнить их воспитательную деятельность. И здесь важен принцип не параллельности, а принцип сотрудничества. ФГТ ориентируют нас педагогов и родителей на совместную деятельность. Чтобы достичь успеха в реализации поставленных задач, необходимо тесное взаимодействие с семьями воспитанников.

Основной целью в работе с семьями является заинтересовать родителей в целенаправленном формировании потребности в двигательной активности воспитанников через вовлечении их в физкультурно-спортивный процесс ДОУ.

Педагогическая целесообразность педагогической деятельности заключается в выбранной тактике использования традиционных и нетрадиционных форм взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников, которые в полной мере решают все поставленные задачи. В условиях специального ДОУ для себя мы определили следующие задачи взаимодействия с родителями воспитанников:

— повышение педагогической культуры родителей;

— повышение физической культуры;

— включение родителей в деятельность ДОУ.

10 слайд

Предлагаем вашему вниманию формы работы с родителями:

Традиционные формы

• Коллективные формы взаимодействия: родительские собрания, тематические консультации.

• Индивидуальные формы взаимодействия: беседы, консультации, посещения семьи.

• Информационно-наглядные формы взаимодействия: материалы на стендах, папки-передвижки, рекомендации.

Нетрадиционные формы

• Формы совместной деятельности:

— Совместное проведение НООД, физкультурно-спортивных досугов, интеллектуально-двигательных игр.

— Совместное творчество детей и взрослых (выпуск мини-газет «Вырастай-ка, выставки детского творчества, фотовыставки.

• Просветительско-профилактические:

Информационно-аналитические (анкетирование, опрос).

Наглядно-познавательные (дни открытых дверей).

Родители становятся нашими помощниками, единомышленниками. Только в тесной взаимосвязи с ними, в обстановке сотрудничества мы сможем реализовать поставленные задачи в аспекте физической готовности воспитанников к обучению в школе.

Готовность ребенка к школьному обучению – способность ребенка выполнять те требования которые школа ему будет представлять. Показателем готовности ребенка к обучению является уровень его умственного развития. Л С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. По мнению Л.С. Выготского, быть готовым к школьному обучению — значит прежде всего обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира. Концепции готовности к школьному обучению как комплексу качеств, образующих умение учиться, придерживались А.В. Запорожец, А.Н Леонтьев, В.С. Мухина, А.А. Люблинская. Они включают в понятие готовности к обучению понимание ребенком смысла учебных задач, их отличие от практических, осознание способов выполнения действия, навыки самоконтроля и самооценки, развитие волевых качеств, умение наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач.

Готовность к школьному обучению – способность ребенка выполнять те требования, кот.школа ему будет представлять. Показателем готовности реб. к обуч. явл. уровень его умств. развития. Л С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к шк. обуч. закл. не столько в колич. запасе представлений, сколько в уровне разв. познав. процессов. По мнению Л.С. Выготского, быть готовым к школьному обучению — значит прежде всего обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира. Концепции готовности к школьному обучению как комплексу качеств, образующих умение учиться, придерживались А.В. Запорожец, А.Н Леонтьев, В.С. Мухина, А.А. Люблинская. Они включают в понятие готовности к обучению понимание ребенком смысла учебных задач, их отличие от практич., осознание способов выполнения действия, навыки самоконтроля и самооценки, развитие волевых качеств, умение наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач.

Готовность к школе и методы ее определения Маркова

Физическая

здоровье (характеризуется на основе изучения мед.карты, внешнего вида реб., особенностей его физич. разв. (вес, рост), мышечный тонус, кожный покров, сост.зрения, слуха,

ловкость движений (наблюдается во время его передвижения по классу, во время к-либо деятельности)

точность (анализ насколько точно реб. копирует изображения в прописях, в тетрадях, бросает мяч в нужное место и др.)

координация движений (наблюдается при физичюдеят-ти а) согласованы ли у реб.разл.виды движений, б) правильно ли выполняет указания учителя, направленные на согласование движений рук, ног, туловища, головы и т.д.)

моторика руки (реб.просят вырезать изображение фигуры при пом.ножниц)

Психическая

1) интеллектуальная – это соответствующая возр. уровню зрелость всех познавательных психических процессов (ощущение, восприятие, внимание, память, мышление).

• Ориентировочный тест шк.зрелости (тест Ирасека – верб.мышл.) (Небо голубое, а трава…? Который час? (показать на бумажных часах) Почему у всех автомобилей есть тормоза?) • Изуч.процесса мышления: «Противоположные понятия» (большой — …, громкий — …) • изучение кратковрем.памяти (повторить ряд цифр: 3-1-7-5-9) • методика для изучения интелл.готовности детей Л.И. Переслени, Л.Ф. Чапрова (1 субтест на осведомленность (назвать месяцы зимы), 2 субтест на классификацию, сформировнность понятий (Саша, Витя, Стасик, Петров, Коля), 3 субтест на словесно-логическое мышл. (огурец — овощ, гвоздика — …) 4 субтест на обобщающее слово, сформированность понятий (окунь, карась — …) • тест Керна-Ирасека (Рисование мужской фигуры – зависимость мду изобраз.деят.и 2й сигн.сис-мой, абстр.мышл. Срисовывание точек и копирование фразы — способность произвольного поведения). • методика домик

2) личностная готовность — это зрелость системы отнош. : отнош. к взр., отнош. к сверстникам (умение общаться со сверстниками); отнош. к самому себе (отсутствие заниж.самооценки и страха неудачи); отношение к школе и учению. Методики: • беседа содержания: Хотел ли ты идти в школу? Если бы ты перестал ходить в школу, чем бы ты занимался? • изучение общего пониманиясмысла жизн.ситуаций: Определи , глупые фразы или нет: Ты очень хорошо отвечал во время урока, поэтому я ставлю тебе 2. • Определение направленности реб. на школу: загадки.

3) Мотивационная — развитие познавательной мотивации и мотивации достижения)

4) Эмоционально-волевая: считают сформированной, если реб. умеет ставить цель, принимать реш., намечать план действия, прилагать усилия к его реализации, преодолевать препятствия.

5) социальная: коммуникативные навыки — способность адекватно устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми.

Уровни: каждый вид готовности оценивается на трех уровнях: низкий, средний, высокий.

Выделяют три основные линии, по которым должна вестись подготовка к школе:

1) это общее развитие. К тому времени, когда ребенок станет школьником, его общее развитие должно достичь определенного уровня. Речь идет в первую очередь о развитии памяти, внимания и особенно интеллекта. И здесь нас интересует как имеющийся у него запас знаний и представлений, так и умение, как говорят психологи, действовать во внутреннем плане, или, иными словами, производить некоторые действия в уме; 2) это воспитание умения произвольно управлять собой. У ребенка дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но произвольно управлять ими он еще как следует не умеет Он может надолго и в деталях запомнить какое-то событие или разговор взрослых, возможно, не предназначавшийся для его ушей, если он чем-то привлек его внимание, Но сосредоточиться сколько-нибудь длительное время на том, что не вызывает у него непосредственного интереса, ему трудно. А между тем это умение совершенно необходимо выработать к моменту поступления в школу. Равно как и умение более широкого плача — делать не только то, что тебе хочется, но и то, что надо, хотя, может быть, и не совсем хочется или даже совсем не хочется; 3) формирование мотивов, побуждающих к учению. Имеется в виду не тот естественный интерес, который проявляют ребятишки-дошкольники к школе. Речь идет о воспитании действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний.

Можно выделять отдельные стороны готовности к школе: физическую, интеллектуальную, эмоционально-волевую, личностную и социально-психологическую.

Общее физическое развитие: нормальный вес, рост, объем груди, мышечный тонус, пропорции, кожный покров и прочие показатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6—7-летнего возраста в стране. Состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и пальцев). Состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Общее состояние здоровья.

В содержание интеллектуальной готовности включают не только словарный запас, кругозор, специальные умения, но и уровень развития познавательных процессов, их ориентированность на зону ближайшего развития, высшие формы наглядно-образного мышления, умение выделять учебную задачу, превращать ее в самостоятельную цель деятельности.

Под личностной и социально-психологической готовностью понимают сформированность новой социальной позиции («внутренняя позиция школьника); формирование группы нравственных качеств, необходимых для учения, формирование произвольности поведения, качеств общения со сверстниками и взрослыми.

Эмоционально-волевую готовность считают сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действия, прилагать усилия к его реализации, преодолевать препятствия. У него формируется произвольность психических процессов в том числе мотивационную готовность, объединяют термином психологическая готовность в отличие от нрав­ственной и физической.

В зависимости от выбора той или иной концепции готовности ребенка к систематическому школьному обучению практический психолог выбирает основные ее критерии и подбирает соответствующие методики для их диагностики.

Например, интеллектуальная подготовленность ребенка к обучению может быть изучена с помощью методик Л А. Венгера и В.В Холмовской, шкалы исследования интеллекта дошкольников и младших школьников Д. Векслера, прогрессивных матриц Дж, Равена (цветной вариант), ориентационный тест школьной зрелости Я. Йирасека и В. Тихой, тест школьной зрелости А Керна помогут проверить общую готовность к школе (общее развитие, умение подражать образцу, развитие мелкой моторики руки, координации зрения и движения руки).

В качестве критериев подготовленности ребенка к школе можно принять следующие показатели; 1) нормальное физическое развитие и координация движений. Готовность по первому критерии предполагает достаточно развитую мускулатуру, точность движений, готовность руки I выполнению мелких, точных и разнообразных движений, согласованность движения руки I глаза, умение владеть ручкой, карандашом, кисточкой. 2) желание учиться; Второй критерий включает наличие мотивов учения, отношение к нему как к очень важному, значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определенным учебным занятиям. 3) управление своим поведением; Содержание третьего критерия включает произвольность внешнего двигательного поведения, обеспечивающую возможность выдерживать школьный режим, организовывать себя на уроке; произвольное управление внутренними психическими действиями для целенаправленного наблюдения явлений, сосредоточенности внимания для запоминания излагаемых учителем или содержащихся в учебнике сведений. 4) владение приемами умственной деятельности; В четвертом критерии фигурирует владение приемами умст­венной деятельности, которое предполагает определенный уровень развития познавательных процессов ребенка. Это дифференциация восприятия, позволяющего наблюдать предметы и явления, выделять в них те или иные свойства и стороны, владеть логическими операциями, способами осмысленного запоминания материала 5) проявление самостоятельности; Пятый критерий — проявление самостоятельности — можно рассматривать как стремление искать способы решения и объяснения всего нового и удивительного, побуждение применять разные пути, давать различные варианты решений, обходиться в практической деятельности без посторонней помощи 6) отношение к товарищам и взрослым; Шестой критерий предполагает сформированность у детей желания и привычки трудиться для себя и других, осознания ответственности и важности выполняемого поручения 7) отношение к труду; В содержание седьмого критерия входит умение работать в коллективе, считаться с интересами и желаниями товарищей, владеть навыками общения со сверстниками и взрослыми. 8) умение ориентироваться в пространстве и тетради. Восьмой критерий связан с ориентировкой в пространстве и времени, знанием единиц измерения, наличием чувственного опыта, глазомера.

Вот малыш ходил в детский сад, а теперь он собирается идти в первый класс.

какие показатели характеризуют физическую подготовленность к школеЭто два разных уровня его развития, и один из них должен плавно вытекать из другого. Детский сад, если ребенок посещает его, или родители дома постоянно готовят свое чадо именно к этому важному шагу – школе. Будущий первоклассник будет получать большой объем информации, для понимания и закрепления которой ему понадобятся все его приобретенные до этого момента качества. Понятие готовности ребенка к школе подразумевает собой такой уровень подготовленности, который дает возможность полноценно и без излишних нагрузок как обучаться, так и взаимодействовать с новым социумом. Здесь необходимо сделать акцент на важнейшие детали, такие как речь, память, мышление, внимание, определенный запас знаний, желание учиться, способность подчиняться установленным и общепризнанным правилам и т. д. Для того, чтобы наиболее точно понять, как осуществляется определение готовности ребенка к школе, надо рассмотреть эту проблему обстоятельно со всех сторон.

Итак, в чем заключается готовность ребенка к школе

Сначала его считают веселым и забавным карапузом, потом умным и серьезным малышом, и вот скоро школа… Готов ли он, сможет ли справиться, как себя поведет, как ему помочь? Сколько вопросов на эту тему, столько же должно быть и ответов…

Виды готовности ребенка к школе

Традиционно различаются следующие виды готовности ребенка к школе: психологическая, личностная, мотивационная, интеллектуальная, речевая, физиологическая, физическая и другие. Все эти виды в своей совокупности должны соответствовать должному уровню, который родители должны обеспечить своим детям наилучшим образом для их возможности обучаться и легко адаптироваться к новым условиям и требованиям школьного периода.

Психологическая готовность ребенка к школе

Так, при беседах с детьми на вопрос: «А почему ты хочешь идти в школу?», многие из них отвечали приблизительно так: «Я же уже большой и поэтому хочу учиться». Они, в этом возрасте видя, что взрослые, говоря об учебе, относятся к этому очень серьезно, сами начинают осознавать, что вступают в новый период жизни, который важен для их родителей. Проще говоря, ребенок, психологически готовый к обучению на новом уровне, уже стоит на первой ступени к становлению взрослым человеком.

Некоторые родители умудряются раз и навсегда отбить у своих сына или дочери охоту идти в школу путем угроз, таких как, например: «Не хочешь учиться считать, ну ничего, никуда не денешься, уж там-то будешь учиться как миленький…» или заставляют свое дитя с мучениями и слезами выполнять задания из учебника первого класса, считая, что таким образом они подготавливают его к школьным временам. Ничего из этого нельзя делать ни в коем случае.

Малыш еще не знает конкретно, что такое школа, он черпает информацию со слов взрослых. Родители должны заинтересовать ребенка, показать ему, что именно обучение сможет показать ему какой большой и интересный мир, рассказать, сколько нового и неизведанного он сможет узнать. Психологическая готовность ребенка к школе включает в себя сложнейший комплекс составляющих, которые являются результатом воспитания и развития ребенка в период до 6 или 7 лет.

Личностная готовность ребенка к школе

Дошкольный возраст является как раз тем периодом, когда ребенок начинает ощущать себя самостоятельной личностью. Происходит внутренняя перемена, и ребенок начинает понимать, что безвозвратно заканчивается один цикл в его жизни – детский сад, «маленькое детство» и начинается другой – «взрослый этап». Это очень важный процесс осознания, без которого адаптация к школе может проходить с определенными осложнениями. Личностная готовность ребенка к школе – это принятие им новой социальной позиции «школьника», с ее определенными правами и обязанностями, понимание своего нового статуса, желание учиться и получать знания, позитивный настрой, умение и готовность активно участвовать в жизни нового коллектива.

Большую роль тут играет мотивационная готовность ребенка к школе, когда он руководствуется определенными мотивами, объясняя свое желание идти в школу. Такими мотивами будут являться: учебный (пойду, потому что мне нравится учиться), познавательный (иду, потому что хочу получать новые знания), позиционный (хочу заниматься важным делом, буду это делать как взрослый). Мотивами, говорящими о несоответствующей подготовке будут: игровой (буду ходить в школу, потому что там много ребят, с которыми можно играть), социальный (ходить надо, чтобы потом на работу устроиться и зарабатывать) и внешний (придется учиться, так как мама заставляет).

Что такое психическая готовность ребенка к школе

Готовность психики ребенка определяется его внутренним миром, который успел сформироваться за период от 3 до 6 или 7 лет. Именно за это время дети начинают получать максимум уже хорошо осознаваемой информации. Так, окружающая их действительность уже не сводится только к дому, родителям, друзьям по детскому саду. Она начинает расширяться до пределов города и страны, а также приглашает войти в пространство взрослых отношений. Именно в дошкольном возрасте дети мыслят образными представлениями, используя во всем творческий подход и элементы игры. Постепенно они начинают осознавать себя как личности и приобретают способность к внутреннему и самостоятельному контролированию своего поведения. Появляется так называемый характер, который выражается в индивидуальных отношениях между ребенком и социальной действительностью. Происходит принятие этических норм, формирование мировоззрения и малыш окончательно формируется как личность, готовая к общению в социуме с соблюдением правил этого социума.

Так, психическая готовность ребенка к школе будет полной, если он успешно прошел, указанные стадии и оказался подготовленным к действиям в данном случае в новом коллективе и по новым правилам. Кроме того, благодаря развитию мышления и возникновению потребностей в новых знаниях, он испытывает желание учиться и познавать мир с новых сторон для того, чтобы быстрее стать взрослым и самостоятельным.

Существует много мнений на тему, готовы ли дети к учебе в 6 лет. Единственно верным решением здесь будет только индивидуальный подход. Если их психика готова к этому, то да. Согласно исследованиям, большой процент шестилеток все еще пытается познавать мир в виде игры, так их любимыми предметами становятся труд и рисование. А семилетки уже выбирают математику и письмо как самые интересные для них предметы. Понаблюдайте за своим чадом и не торопитесь делать из него вундеркинда раньше времени. Ум его никуда не денется, и он будет радовать вас отличными оценками, но возможно годом позже.

Интеллектуальная готовность ребенка к школе

Для успешного обучения без выраженного напряжения дети должны интеллектуально соответствовать уровню первого класса. Здесь речь идет, во-первых, об их общих познаниях, связанных с окружающим миром, общественной жизнью и определенных навыках счета, знания букв и т.д. Во-вторых же, очень важно умение анализировать, сравнивать, обобщать и делать самостоятельные выводы. Необходимо наличие способности находить причинно-следственные и пространственно-временные отношения. Конечно же, в таком возрасте еще нет логического мышления, в каком виде оно присутствует у взрослых, но это уже его прототип, хотя по сути это высшая форма пока что только образного мышления.

Так, совершенно не трудно оценить интеллектуальную готовность ребенка к школе с помощью обычного разговора. Малыш должен уметь рассказывать в свободной форме о себе и о своей семье, знать свой адрес и данные ближайших родственников, не только давать информацию об окружающем его мире — как природе, так и обществе, но и знать, как этим можно пользоваться. Анализируя имеющуюся у него информацию, сделать вывод и объяснить в разговоре с взрослым: «Почему происходит так, а не вот так», а получив определенные знания, уметь задавать встречные вопросы. Многие взрослые считают, что этот процесс познания и развития ребенка протекает сам собой при помощи вопросов, которые задает он сам. Это не так. Дети получают ответы, которые потом оказываются не связанными в одну систему никоим образом, поэтому и не возникает единой картины мира. Именно поэтому родители должны обеспечить правильную и полную подачу информации своим детям, которую они смогут анализировать и воспринимать во всей совокупности и взаимосвязи всех ее частей.

Речевая готовность ребенка к школе

Многие родители считают, что если ребенок имеет некоторые погрешности в речи, то это пройдет со временем как-нибудь само собой, или что «не один наш такой, соседский вон тоже до третьего класса по слогам читать не мог, а вон вырос же». Это очень распространенная ошибка. Если даже взять не сам процесс обучения, а для начала просто коллектив первого класса, в который придет малыш, то для того, чтобы в него влиться наилучшим образом, нужно обладать довольно быстрой, правильно сформированной речью. Речевая готовность ребенка к школе является важнейшим интеллектуальным показателем развития. Это надо обязательно помнить всем родителям. Не обладающие развитой речью, школьники, как правило, не справляются должным образом и с письмом. Это приводит к тому, что в принципе умные ребята начинают не успевать за темпом класса, что приводит в результате к плохим оценкам.

Если речь не разборчива из-за проблем в звукопроизношении, то обязательно надо обратиться к логопеду, для того чтобы специалист смог исправить эту проблему. Кроме этого существует масса специальных упражнений, которыми можно заниматься дома, излишне не напрягая детей, а осуществляя это в виде игры.

Бывает и так, что словарный запас, не достаточно велик, так, по норме считается, что он должен содержать не менее 1500-2000 слов. Тут необходимо уточнить, что ребенок обогащает свою речь путем подражания окружающим его людям. Это означает, что если родители будут сознательно много и правильно разговаривать или читать вместе с детьми, то данной проблемы наблюдаться не будет.

Отдельно надо отметить, что к 7 годам должен сформироваться правильный грамматический строй речи, включающий в себя правильное склонение слов и построение предложений. Только в таком случае речь сможет быть связной и, соответственно, устные ответы на уроках будут отличными.

При условии, что родители смогут обеспечить своему малышу развитие вышеперечисленных качеств коммуникативной речи, он сможет активно входить в контакт со своими сверстниками и педагогами, налаживать общение и успешно учиться.

Физиологическая готовность ребенка к школе

Очень важным аспектом является так называемая физиологическая готовность ребенка к школе, она выражается в удовлетворительном здоровье и нормальном функционировании всех систем организма. Именно поэтому перед поступлением в первый класс все дети должны проходить обязательное медицинское обследование, которое показывает. Соответствуют ли биологические и физические показатели формальному возрасту, опережают или отстают от него, а также наличие или отсутствие медицинских противопоказаний к учебе в школе. Следует заметить, что по соответствующей оценке принято разделять детей на пять групп по уровню подготовленности к школе. Причем процент абсолютно подготовленных дошкольников ничтожно мал. Совершенно здоровых детей в настоящее время очень мало. Но сильно расстраиваться не стоит, так как в возрасте 7 и 8 лет, детский организм достаточно интенсивно развивается и, к концу первого класса ребята, как правило, выравниваются и догоняют друг друга по вышеуказанным показателям.

Если же все-таки имеется рекомендация врача о том, что следует подождать год с поступлением, то в этом нет ничего страшного, просто необходимо прислушаться и позволить детскому организму как следует окрепнуть и как следует подготовиться к школьным нагрузкам. У каждого человека свой индивидуальный организм. Это необходимо учитывать и не наносить ему вред, как это делают некоторые родители, пытаясь доказать, что их дитя ничем не хуже остальных, и отправляют неокрепшего как следует малютку учиться, а он даже не может сам поднять и нести свой ранец.

Большое внимание уделяется развитию мелкой моторики кистей рук. Именно из-за ее слабого развития, как и из-за недостаточного опыта графического письма, первоклассникам довольно трудно даются письменные задания. Специалисты советуют в таких случаях чаще использовать занятия по лепке из пластилина, игры с конструктором из мелких деталей, которые позволяют улучшать мелкую моторику.

Физическая готовность ребенка к школе

По статистике при поступлении в первый класс, дети начинают болеть чаще. Происходит это не только потому, что они контактируют с большим количеством других ребят, но и из-за того, что именно в этот период, детский организм начинает перестраиваться на новый лад. Он начинает нести на себе увеличенные по отношению к прежним нагрузки, связанные непосредственно как с новым режимом дня (меньше игр и отдыха и больше учебных занятий) так и с психоэмоциональной усталостью, нервным и умственным напряжением. Именно здесь и нужно отметить то, как важна достаточная физическая готовность ребенка к школе.

Что может дать хорошая физическая подготовка детей? Это, в первую очередь, крепкое здоровье, развитый и выносливый организм, который сможет успешно противостоять новым нагрузкам, это отличный уровень физического развития, который обеспечит активное состояние, тем самым во многом определяя успешность учебы и отличную успеваемость. Связь хорошей физической подготовки и высокой умственной работоспособности абсолютно доказана благодаря многочисленным наблюдениям и исследованиям в этой области. Умственная работоспособность у первоклассников выражается в умении сосредотачиваться на определенном занятии в течении 25 минут, в способности самостоятельно работать, хорошо усваивать изучаемый материал и в отсутствии в последующем ярко выраженной утомляемости.

В детском саду физической подготовке детей уделяют много времени. Это подвижные игры, специальные физкультурные и закаливающие занятия. Так, занятия включают в себя бег, прыжки, плавание, спортивные подвижные игры и т.д. Если ребенок не посещает детский сад, то родители самостоятельно должны обеспечить ему соответствующие физические нагрузки. Ребенок должен быть активным и подвижным, это залог его здоровья как физического, так и умственного.

Специалисты уделяют также большое внимание все той же проблеме шести- и семилеток. Так как семилетние первоклассники являются более подготовленными и физически и имеют больше жизненного опыта, они с большей легкостью, нежели их младшие товарищи адаптируются к школе. Младшим приходится догонять старших для того, чтобы как минимум сравняться с ними, а это еще большая нагрузка и на физическое и психическое здоровье. Родителям нельзя об этом забывать.

Итак, что такое уровень готовности ребенка к школе

Существуют различные системы, диагностические задания и тесты, которые помогают определить уровень готовности ребенка к школе. В них в основном включаются одни и те же элементы:

  • оценка развития познания;
  • уровень базового опыта (интересы, хобби и др.);
  • оценка языкового развития;
  • уровень эмоционального развития и умения общаться;
  • удовлетворительно ли физическое состояние;
  • соответствие нормам зрительных памяти, восприятия и слуховой способности;
  • общая психологическая готовность.

Так, соответственно, определение готовности ребенка к школе будет производиться согласно удовлетворительным оценкам этих основных показателей.

Проблема готовности ребенка к школе

Некоторые родители считают, что их ребенка ко всем трудностям подготовит детский сад. В чем-то это утверждение верно, но никакие дошкольные учреждения не смогут дать любовь, понимание, показать маленькому человеку, что он является личностью. Кто как не родители смогут объяснить малышу, что с ним происходит, почему он находится в состоянии неудовлетворенности и тревоги. Он понимает, может быть и не совсем осознанно, что ему нужно занять свою нишу в обществе, показать всем и доказать в первую очередь самому себе, что он взрослеет, умеет отвечать за свои поступки, собирается в такой трудный путь как школа и совсем не боится трудностей. Если рядом не будет понимающих и помогающих родителей, возникнет проблема готовности ребенка к школе.

Лучше не допустить появление проблемы, чем потом долго искать пути ее решения, а иногда и безуспешно. Если хоть один из вышеуказанных видов готовности (психологический, мотивационный, психический и т.д.) не будет соответствовать должному уровню, и родители не в состоянии справиться с этой задачей, необходимо сразу же обращаться за помощью к детскому психологу. Он сможет, исходя из профессионального опыта, помочь ребенку преодолеть необходимые барьеры и покажет родителям каким образом в дальнейшем можно избежать подобных ошибок.

7 месяцев ago

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *